Масс-медиа


      м а с с - м е д и а

Передовица  
Масс-медиа  
Третий
сектор
 
Молодежь  
Семья  
Благотво-
рительность
 
Образ жизни  
Культура  
Архив 
Напишите нам

 

Блеск и нищета молодежных СМИ

Куда смотрит молодежь?
Кирилл Петуховский
УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК

«Худшее, чему может научиться молодежь – это легкомыслие, ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок».

Так говорили древние. Звучит немного высокопарно, но на то они и древние. Смысл же сказанного остается актуальным и по сей день. По досадной случайности (или закономерности), то же с точностью до наоборот проповедует большинство современных популярных печатных СМИ, именующих себя молодежными и претендующих на право делать погоду в молодежной культуре. Листая красочные страницы популярных журналов, невольно возникает чувство, что все они просто сговорились. Все – от когда-то добротного и приличного «Ровесника» до тощей «Тусовочки» – предлагают одно и то же: цветастую развлекаловку, замешанную на стандартном меню – светские сплетни, секс без границ, альтернативная музыка, приколы. Это меню никогда не меняется и кочует из номера в номер, а убогость содержания маскируется в оригинальном дизайне и качественной полиграфии.

В целом вся молодежная пресса пронизана уже не легкой, напускной несерьезностью юных, а неким нежеланием серьезно мыслить. Здесь интересно проследить причинно-следственную связь: либо нынешняя молодежь поизмельчала настолько, что кроме «желтого» и «жареного» ее больше ничего не интересует, либо молодежные издания намеренно играют на самом примитивном, что есть в молодежи, в попытке таким образом увеличить объем продаж. Кто вообще в данном случае заказывает музыку: производитель товара или тот, кто его потребляет?

Исследование информационного рынка, проведенное в прошлом году Институтом гуманитарных коммуникаций, в частности, установило, что передачи и публикации развлекательного характера, выполняя функцию эмоциональной разрядки, в определенных условиях оказывают своего рода наркотическое воздействие. Другими словами, они уводят своих зрителей или читателей в мир иллюзий, отгораживая их от повседневных забот, позволяя им забыться. Чем это плохо? Тем, что, во-первых, реальные жизненные сценарии будут развиваться совсем по-другому, нежели то, как это преподносят корифеи молодежной прессы, а, во-вторых, следование «развлекательным ценностям» не приведет к успеху в нормальной взрослой жизни.

В этом смысле повышенное увлечение развлекательной прессой сродни обычному кругу зависимости, который поглощает каждого в него попадающего. Наркотические вещества еще называют психоактивными, т.е. они способны воздействовать на психику, менять сознание того, кто их принимает.

Молодежные издания, понимают они это или нет, в попытке завлечь юных читателей, формируют у них весьма сомнительное представление о молодежных ценностях: полный релятивизм в вопросах половой жизни, наплевательское отношение ко всем и вся, инфантильную культуру получения удовольствий. Как показывает практика, играть на самых низменных струнах человеческой души гораздо легче, чем на возвышенных и благородных. Разнообразные «Cool Girl»’ы и «Молотки», рисуя свой образ современного человека, заставляют читателей думать, что именно таким должен быть молодой человек, навязывая «нормы» и «правила» своей субкультуры. Хотя молодежные СМИ не являются дьяволом во плоти и их влияние не стоит переоценивать, однако, они безусловно прикладывают руку к делу всеобщей дебилизации молодежи.

Как и в случае с наркотиками, наивно было бы надеяться, что здесь можно что-то взять и запретить. Очевидно, что решением этой проблемы может быть только создание и развитие другого рода молодежных СМИ, качественно отличающихся от привычного ширпотреба.

Жизнь человека, особенно молодого, станет полноценной, только если у него есть достойная цель, к которой стоит стремиться. Еще Кант говорил о том, что наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель – это единственно верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем не чувствовать себя пресыщенным ею. Это утверждение (снова простим древним их высокопарность) остается в силе и сейчас. Психологи отмечают, что фактор наличия достойной цели влияет, во-первых, на социальное поведение человека, а во-вторых, на течение психологических процессов. Установлено, что чем более обширными и уходящими в отдаленное будущее целями живет личность, тем более совершенными будут психологические механизмы восприятия, памяти и мышления.

Думаю, что настоящая молодежная пресса, помимо сообщения интересных и любопытных фактов, должна затрагивать более глубокие вопросы, помогая молодому человеку более осознанно ориентироваться в сложном мире человеческих отношений, а не потакать его необузданным желаниям. Молодость – это еще и время принятия жизненно важных решений, последствия которых могут простираться на всю оставшуюся жизнь. Легкомысленное отношение к таким важным вопросам, как отношения с окружающими, поиск смысла жизни, сексуальное поведение и т.д. – часто муссируемые молодежными СМИ – чревато тем, что ценностные ориентиры молодого человека станут еще более размытыми, и это послужит плодотворной почвой для безнравственного или просто асоциального поведения. Хотелось бы, чтобы молодежная пресса была пищей для ума и сердца, нежели дешевой и однообразной жвачкой. Такие издания появляются, хотя и не в большом количестве, но остаются пока на периферии. А потребность в них, несомненно, существует. В некоторых случаях даже городские власти, как это было, в частности, в Перми, готовы предоставить гранты на развитие молодежной газеты или журнала. Броских молодежных журналов в киосках, казалось бы, много, но вакуум хорошей, качественной прессы, тем не менее, существует. Конечно, появление серьезных молодежных изданий не станет панацеей для решения всех проблем, но, несомненно, будет способствовать формированию здорового молодежного имиджа и конструктивного отношения к жизни.

 о п р о с

  Что вы думаете о молодежных СМИ?

  и н т е р в ь ю

В Медиасоюзе высоко чтут репутацию журналиста - интервью с Александром Любимовым

  н о в о с т и

  Новости

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 4 (16) , 2 0 0 1