Культура


      кино, которое учит нас жить

Передовица  
Масс-медиа  
Третий
сектор
 
Молодежь  
Семья  
Благотво-
рительность
 
Образ жизни  
Культура  
Архив 
Напишите нам

 

Вертикальный предел

Наперегонки со смертью
Михаил Калмацкий
УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК

Вы когда-нибудь взбирались на Эверест? И если нет, то хотели бы? Удивительным образом высочайшие вершины мира притягивают к себе людей, хотя кажется непонятным, зачем туда стремиться? Там нет богатств, нет шикарных отелей для отдыха, даже красота природы весьма своеобразна: покрытые вечными льдами горы. Но человеку все же хочется быть там, по какому-то внутреннему стремлению доказать себе и другим, что он владыка этого мира, и поэтому нет места на Земле, куда бы не могла ступить его нога.

А что еще есть в горах, кроме красоты и самоутверждения? Об этом хорошо сказал в своих песнях В. Высоцкий: там можно понять, кем человек является на самом деле. Экстремальные условия срывают с любого все имеющиеся маски, показушные качества и напускные чувства, оставляя лишь ту суть, которая и является настоящей в человеке и которую не в силах изменить ни ледяной ветер, ни снежные лавины. Горы всегда помогали людям увидеть в себе и других то, чего они раньше не видели, заставляли задуматься о вещах, на которые внизу вечно не хватает места и времени. А для тех, кому не удалось побывать в настоящих горах, пусть маленьким отголоском всего этого станет новый фильм кинокомпании Columbia TriStar «Вертикальный предел».

Сюжет фильма предельно прост. Трое альпинистов оказались заживо погребены снежной лавиной в расщелине на огромной высоте. Жить им остается менее двух суток, и за это время их необходимо найти и вытащить. За дело берутся шесть добровольцев, которые отправляются спасать чужие жизни, при этом сильно рискуя своими собственными.

В фильме ясно показано, как личные амбиции одного человека ставят под угрозу жизни остальных людей. И в противовес этому, как находятся люди способные оставить свои дела и отправиться на помощь. Эти добровольцы не супергерои и не самые лучшие альпинисты в мире. Но оказавшись в экстремальной ситуации, они демонстрируют, что быть настоящим альпинистом - это, в первую очередь, значит быть настоящим человеком. На огромной высоте, где не хватает кислорода и нередки снежные лавины, они должны помочь друг другу выжить. И здесь нет места личной неприязни, вражде и пусть справедливому, но суду. А кроме того, высоко в горах приходится принимать решения, которые ставят большие вопросы перед моральными убеждениями и совестью человека.

С точки зрения человеческих жизней результат спасательной операции можно назвать отрицательным. Один человек спасен, но при этом четверо погибли. Однако это не говорит о том, что людей спасать не надо. Надо, в любом случае. И особенно это становится понятно там в горах, где сквозь лавину напряженнейших событий проступает облик особенной ситуации тех, кто покоряет горы. Они делают это вместе, одной командой, и вместе делят все: победы и поражения, жизнь и смерть. И каждый знает, что за его жизнь другие будут бороться так же отчаянно, как за свою собственную. А значит альпинисту, помимо навыков скалолазания и обращения со снаряжением, нужно иметь способность думать о других людях, ценить их жизни не меньше, а иногда даже и больше, чем свою.

Конец и начало фильма похожи, как братья-близнецы. Старый, опытный альпинист отдает свою жизнь ради того, чтобы спаслись другие. Он делает это без героического пафоса, спокойно и сосредоточенно, потому что так, по его словам, и должен поступать настоящий альпинист.

Фильм будоражит и нервы, и чувства. Предельные высоты - это, конечно, особый мир, в котором живут совсем немногие. Но и в обычной жизни людям нужны поддержка и помощь, а значит, нужны те, кто и без экстремальных условий сможет проявить свои лучшие человеческие качества.

«Вертикальный предел», 2000 г. Производство: Columbia TriStar
Режиссер: Мартин Кэмпбелл
В ролях: Крис О'Доннел, Билл
Пэкстон, Робин Танни
Фильм-катастрофа. Не рекомендуется детям до 18 лет.

  п у т е ш е с т в и я

Впечатления о Литве:
между Россией и Европой

Вильнюс

Что такое Друcкининкай? Это маленький курортный городок в Литве, на ходящийся почти на границе с Польшей, куда и занесла меня судьба пару недель назад. Говорят, что раньше сюда при-езжали отдыхать из разных концов СССР, но с возникновением гра-ниц это быстро прекратилось.

Начинаешь чувствовать, что ты в Европе сразу, как только переходишь первую проезжую часть. Водители, вместо того чтобы жать на клаксон и на бешеной скорости проноситься прямо перед твоим носом, вдруг тормозят и уступают дорогу. Только теперь ты понимаешь, что пешеходный переход («зебра») создан именно для пешеходов. Однако, по первому впечатлению, Литва в смысле проникновения цивилизации еще не полностью интегрировалась в Европу, и эта смесь «французского с нижегородским» не оставляет тебя в течение всего времени: европейская ухоженность, тротуары из камня и прочие признаки запада незатейливо переплетаются с заброшенными деревянными постройками эпохи «развитого социализма» и монументальными сооружениями той же поры.

Еще один примечательный факт: вся Литва ездит исключительно на подержанных иномарках. Лишь изредка промелькнет динозавр-«москвич», доживающий свой срок, или блестящий на солнце «крутой» джип. Похоже, что литовцы российских машин не хотят, а западных позволить себе пока не могут, вот и перебиваются... Цены в Литве очень напоминают московские или, может быть, чуть подороже. Чтобы что-то купить, надо обменять доллары или рубли на литовскую валюту, которая называется лит. За один доллар в обменном пункте можно получить 4 лита, а один лит, соответственно, стоит около 7.3 рубля.

Нельзя не сказать, что в Друскининкае, как и во многих других городках в округе, очень красиво. Также этот небольшой уютный курорт известен своими минеральными источниками, лечебными грязями, прекрасно оборудованными здравницами. Курорт круглогодичный, вокруг много озер, парки, лес, чистый воздух. Я жил в санатории, буквально в ста шагах от которого начинался огромный парк, а условия жизни соответствовали добротному российскому пансионату с русской кухней, такой, какой бы мы хотели ее видеть у себя.

От города у меня осталось двойственное чувство. Во-первых, он выглядит как маленький европейский городок, со всеми вытекающими отсюда последствиями: сервис, чистота, вежливость; а во-вторых, чувствуешь себя свободно, потому что все свободно говорят по-русски, и ты легко можешь объяснить, что тебе надо. И это при том, что 80% населения Литвы - литовцы.

В Друcкининкае я посетил местное кладбище, уж очень оно выглядело интересно со стороны. Стоит в лесу, внутри небольшая часовня, и, в отличие от наших кладбищ, там очень искусные надгробия - огромные каменные кресты, статуи ангелов в человеческий рост. В общем, смотрится таинственно и красиво – такие кладбища я видел только в кино.

Немного о погоде: она очень странная - с утра ясное небо, к обеду дождь, вечером снова солнце. Местные жители говорят, что это обычная погода. А еще мне сказали, что в эту зиму снег выпадал всего два раза.

В последний день пребывания в Литве у меня оставалось три часа до поезда, и я решил посмотреть на символ города Вильнюса - башню Гядиминаса. Считается, что Вильнюс основал великий князь Гядиминас в 1323 году. На башне Гядиминаса находится основная обзорная площадка, с которой хорошо виден весь город.

Представьте себе высокий холм, на вершине которого стоит полуразрушенный замок. Подниматься туда пришлось около семи минут по вымощенной булыжниками дороге. На вершине холма, в центре, стоит башня. Не такая уж высокая - примерно с двухэтажный дом. В саму башню я не попал, так как осмотр этой достопримечательности стоил денег. Поэтому я ограничился обзором Вильнюса со стен замка.

Бесплатно рассматривая виды старинного города, я думал о том, когда же и мы приблизимся к желанному благополучию, которое царит в этой чужой, но в то же время очень близкой русскому сердцу стране.

Павел Алексеев

  р е к л а м а

 

 

 

 

 

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 4 (16) , 2 0 0 1