Одни родители, помня, что их самих учили музыке против желания, решают не портить жизнь детям. Заниматься или нет - этот вопрос решают не взрослые, а сами ребята, они и несут за это ответственность. Зато дело родителей - выбрать хорошего педагога.
Другие родители, сожалея о том, что в свое время бросили заниматься музыкой, решают «взять реванш»: «Дети будут играть во что бы то ни стало!» Ребенок еще не родился, а для него уже выбрали инструмент. И как только он сможет держать скрипку (нажимать на клавиши, дуть в трубу), потянутся томительные часы упражнений. Слезы и протесты детей не принимаются во внимание, сопротивление бесполезно. Установка родителей ясна: «Мы платим - так учись!» В таких условиях ребенку трудно добиться успеха, и вся эта затея вряд ли оправдывает себя. В самом деле, испорченные отношения между родителями и детьми - слишком дорогая цена за нелюбимые уроки музыки.
Главная цель музыкального образования - дать выход чувствам, ведь жизнь и без того полна всяческих ограничений и разочарований. Необходимо найти адекватное средство для выражения своих чувств. Музыка прекрасно для этого подходит: ее искусство, переплавив шум и ярость, в волнении рождает радость, в напряжении - душевный покой.
Родители и учителя, к сожалению, часто бывают обеспокоены лишь умением ребенка воспроизводить мелодию без фальши. Такой подход всегда подразумевает постоянную критику игры и личности ребенка. Слишком часто результаты бывают плачевными: ребенок прогуливает занятия, избегает своего педагога и, едва начав свою музыкальную «карьеру», бросает ее. Во многих домах покинутая скрипка, запертое на ключ пианино или молчащая флейта служат лишь болезненным напоминанием о несбывшихся надеждах.
Как должны родители вести себя? Их дело - найти доброго и понимающего педагога. Он должен хорошо знать не только свое дело, но и своих учеников. Именно педагог поддерживает постоянный интерес ребенка к музыке, побуждает его продолжать занятия. Главнейшая задача педагога - завоевать уважение и доверие ребенка. Если ему не удастся сделать это, он не сможет больше вести уроки: нельзя научиться любить музыку у педагога, которого ты ненавидишь.
Чтобы избежать ненужных трудностей, педагог, ученик и его родители должны обсудить и выработать несколько основополагающих правил, например:
1) нельзя отменять урок музыки без предупреждения, которое делается хотя бы накануне назначенного дня;
2) если назначенный урок не состоится, сообщить об этом педагогу должен ученик, а не его родители;
3) выбирать время и намечать темп занятий музыкой нужно со строго реалистических позиций.
Эти правила исключают отмену урока «по настроению», в последнюю минуту, и укрепляют чувство независимости и ответственности у детей. Ребенок должен знать, что мы с уважением относимся не только к занятиям музыкой, но и к его собственным чувствам и мыслям.
Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься. Нельзя напоминать ему, как дорого стоил инструмент и сколько папа работал, чтобы его купить. Такие разговоры порождают только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.
Родители должны воздерживаться от «предсказания» блистательной музыкальной карьеры своим детям. Например, такие утверждения приносят лишь вред:
- Ты такой способный! Если б ты только занимался как надо!
- Ты мог бы стать известным музыкантом, если б только занимался как следует.
Ребенок из этого сделает скорее всего такой вывод: если он не будет заниматься в полную силу, родительским иллюзиям ничто не угрожает. Его девизом может стать: «Если я не стану заниматься всерьез, то и родители не будут разочарованы».
Ребенок чувствует поддержку родителей именно тогда, когда знает, что его трудности понятны и ясны всем.
Во время своего третьего урока музыки шестилетней Вике пришлось учиться играть гамму обеими руками. Педагог мастерски продемонстрировал упражнение, сказав: «Это совсем нетрудно. Ну-ка, попробуй». Неохотно, неловко опустила Вика пальцы на клавиши и попыталась повторить гамму... Домой девочка в тот вечер вернулась расстроенной.
Когда Вика села заниматься с мамой, та сказала ей: «Нелегко сыграть всю гамму одной рукой. А двумя руками - еще труднее!» Вика с готовностью согласилась со словами матери. За инструментом она медленно начала подбирать гамму обеими руками. Мать сказала: «Я слышу, как ты подбираешь ноты правильно, и вижу, как ты правильно ставишь пальцы». С явным удовлетворением Вика ответила: «Знаешь, это довольно трудно». В тот вечер она занималась дольше, чем обычно. В течение следующей недели Вика упражнялась особенно старательно и не успокоилась, пока не научилась играть гамму с закрытыми глазами, не глядя на клавиши.
Продолжение следует.
© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 2 (14) , 2 0 0 1