Культура


      кино, которое учит нас жить

Передовица Общество  
События  
Молодежь  
Семья  
Зависимость  
Право  
Культура  
Архив  
Напишите нам

 

Фильм: «ШОКОЛАД»
Производство: MIRAMAX FILMS, 2000
Режиссер: ЛАСС ХОЛЛСТРОМ
В главной роли: ЖЮЛЬЕТ БИНОШ

Шоколад Вы любите шоколад? Заранее прогнозирую: большинство ответов на этот вопрос – да. А какое место шоколад занимает в вашей жизни? Это уже сложнее. Никакого не занимает, приятно иногда поесть и все. Со сладостями всегда так – съел и забыл. Однако иногда даже такая мелочь может изменить жизнь многих людей. И знаете почему? Если чаша уже переполнена, достаточно одной, пусть даже шоколадной капли для начала чего-то нового. Особенно если это происходит в фильме, которой так и называется, «Шоколад».

Действие фильма разворачивается во Франции. Шоколад, а точнее его изготовление – профессия или даже призвание главной героини, которую зовут Вианна. Постоянно переезжая со своей дочкой с одного места на другое, Вианна оказывается в маленьком провинциальном городке, где она открывает магазинчик шоколадных изделий.

Для жителей этого городка двери магазинчика становятся своего рода воротами в новую жизнь. Дело в том, что люди живут здесь по своему особенному закону, и главной добродетелью этой жизни считается воздержанность во всем. Там очень тихо, спокойно, размеренно и скучно.

Заправляет всем местный мэр, который, продолжая традиции своих предков, тоже мэров, воспитывает во всех жителях умеренность и праведность. И хотя в самих этих качествах нет ничего плохого, здесь они приобретают довольно уродливую форму. Ибо это лишь внешняя праведность и показная благонамеренность, за которыми подчас скрываются неспособность любить и творить добро. И если в сердце ничего нет, то внешняя благообразность не сделает жизнь во истину праведной и счастливой.

Появление Вианны будоражит всех. Она не следует принятым правилам, что, конечно же, вызывает осуждение людей, но в то же время она притягивает их к себе своей открытостью, заботой и готовностью помочь. Возникает интересная ситуация, в которой идет борьба между страхом нарушить внешние правила и внутренним стремлением к пониманию и любви. Решается глубокий философский вопрос: добро – это не делать ничего злого или это делать что-то доброе? Наверное, и то, и другое.

Первое – необходимый шаг на пути к добру, без него пути дальше просто не будет, но второе – это то, ради чего и был сделан первый шаг. Развитие должно идти вперед, а потому всех тех, кто уже научился не совершать плохого, естественно тянет туда, где люди творят добро, заключенное в конкретных добрых поступках.

Вианна, конечно, не святая и не пример истинной праведности, нет. Но что можно поставить ей в заслугу – это открытость к людям, искреннее расположение и сердечность. И этим, по большому счету, она проявляет больше христианских добродетелей, чем те, кто считает ее пособницей самого дьявола. Исход борьбы очевиден.

Этот фильм, в общем-то, не о шоколаде. Не сладости помогли людям стать другими, а осознание одной простой, но важной вещи, которую высказал, потрясенный событиями, городской священник: «Добродетель заключается не в том, от чего мы отказываемся, а в том, что мы делаем». И это означает, что для доброты мало просто не совершать зла, нужно делать, творить добро для других. Глубокая и простая истина, понимание которой может начаться даже с самых простых вещей, например, таких как «Шоколад».
Михаил Калмацкий

 т е а т р

Всемирная театральная Олимпиада Традиция проводить театральные Олимпиады, как и положено олимпий-ской традиции, зародилась в Греции. Первая Всемир-ная театральная Олим-пиада состоялась в 1995 году в Дельфах (Греция). Ее посвятили сегодняшним интерпретациям древнегреческой трагедии, придав происходящему название «Античная драма в современном мире». На вторую Олимпиаду, проходившую летом 1999 года в японском городе Шизуока, приехали более тридцати спектаклей, в том числе два российских: «Братья Карамазовы» Ю. Любимова (театр на Таганке) и «Чайка» М. Захарова (театр «Ленком»).

А через два года театральный огонь Олимпиады дошел и до России, 21 апреля в Москве стартовала Третья Всемирная театральная Олимпиада, которая продлится до 29 июня. Московская театральная Олимпиада - это демонстрация итогов развития театра XX века в самых разных его проявлениях - от экспериментальных опытов авангардной сцены до форм народного площадного зрелища.

Художественными руководителями этого грандиозного и замечательного проекта стали Марк Захаров и Юрий Любимов, а председателем оргкомитета по подготовке и проведению Третьей театральной Олимпиады в Москве выбран премьер правительства Москвы Юрий Лужков. На театральной Олимпиаде широко представлены работы как российских мастеров сцены, так и зарубежных гостей, прославленных на Западе, но пока малоизвестных у нас в стране.

В разделе спектаклей зарубежных театров москвичи увидят постановки режиссеров Италии, Швеции, Японии, Греции и др. Наши отечественные театры заявили 24 спектакля. Среди них - «Театральный роман» по М. Булгакову в постановке Юрия Любимова и фантазия по мотивам поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» в постановке Марка Захарова.

Естественно, что ни одно театральное событие, тем более таких масштабов, просто не смогло бы обойтись без Великого Шекспира. Его творчество представлено здесь тремя спектаклями и оперой по трагедии «Король Лир». Русская классика тоже не осталась без внимания. Люк Бонди из Австрии привез на Олимпиаду спектакль «Чайка» А. Чехова, а Деклан Доннеллан - «Бориса Годунова» А. Пушкина (совместный проект России - Франции - Великобритании).

Особо следует сказать о программе площадных театров, которая в рамках Театральной Олимпиады и Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова осуществляется впервые. Уже того, что художественным руководителем программы является добрый и любимый всеми Вячеслав Полунин, достаточно, чтобы «загореться» и обязательно найти время на возглавляемый им «кусочек» Олимпиады.

Программа площадных театров откроется традиционным карнавалом, который пройдет по Тверской улице и участниками которого станут группы из Китая, Мексики, Бельгии, Италии, Таити, победительница карнавала прошлого года в Сан-Пауло школа самбы «Вай-Вай» (Бразилия). Вместе с традиционным будет представлен современный карнавал - органичный синтез авангардистских течений в театре, музыке, живописи, архитектуре, - который пройдет в саду «Эрмитаж».

В последний день программы состоится снаряжение в плавание и прощание с Кораблем дураков. Он должен отплыть от набережной Москва - реки, где будет устроено грандиозное шоу с живым огнем и фейерверками. Это будет действительно очень захватывающе и…, наверное, немного грустно, как всегда бывает, когда добрый и красивый праздник подходит к концу. Когда люди из самых разных стран собираются вместе, чтобы сотворить для других чудо, возникает огромное желание увидеть подобное вновь. Чтобы, по крайней мере, раз в несколько лет такие вот Олимпиады собирали вместе как можно больше хороших людей, служа не лишним напоминанием того, что в наступившем третьем тысячелетии нас многое объединяет, и что, в сущности, планета - это наш общий дом, а человечество – одна большая семья.
Константин Кузнецов

 р е к л а м а
Курганский автобусный завод - КАВЗ

 

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 3 (15) , 2 0 0 1