У Ч Е Н Ь Е


"Дурное общество гибельно для
молодого человека"


Александр Кориков
КРАЕВЕД, ЕКАТЕРИНБУРГ

Такая тема давалась учащимся 100 лет назад, и они, изучив образцы рассуждений других людей, пытались разобраться в ней, опираясь на чужой и свой опыт. Мы, краеведы, нашли такие образцы и хотим познакомить с ними читателя. Но прежде договоримся: мы вам перескажем, что было 100 лет назад, а вы, молодые читатели, поделитесь с нами своими мыслями о данной проблеме, имея в виду сегодняшнее общество или забегая на 100 лет вперед. Лучшие работы будут напечатаны в следующих номерах газеты.

Рассуждения на такие мудрые темы назывались по-гречески - хрии (chria - обычай), т.е. сочинение, написанное по правилам риторики и необходимое как упражнение по словесности, т.е. литературе. А раз это упражнение, то для него есть особый план. Он состоит из 8 частей:

1) Exordium или приступ, вступление, где говорится о происхождении темы.
2) Expositio - изложение, разъяснение смысла темы.
3) Causae - причины, доводы, прямое доказательство.
4) Contrarium - противное, доказательство от противного.
5) Simile aut comparatio - подобие, сравнение.
6) Exemplum - пример из истории, жизни, природы.
7) Testimonium - свидетельство, подтверждение словами писателя, народной мудрости.
8) Conclusio - заключение, обобщение.

Итак, образец:

1) Умные люди оставили нам много бесспорных суждений. Если бы мы им следовали, то жили бы хорошо. Но молодые люди не слушают старших, считают их нравоучения азбучными, и только тогда понимают всю их правдивость, когда сломают свою жизнь. Вот к таким изречениям относится и данное в заголовке.

2) Смысл его ясен: хочешь быть счастливым советуйся с людьми добрыми, честными, будь с ними в союзе, избегай дурного общества.

3) Причины понятны, ведь характер молодого человека еще не сформировался, молодой человек подражает другим. А если пример берет с плохих людей, то сделается эгоистом, порочным. Совесть всегда будет тревожить покой, человек будет недоволен собой. А где нет нравственного довольства собою, там нет счастья. Ни знания, ни богатство, ни всяческие наслаждения не заменят человеку утраченного мира душевного.

4) Человек, даже бедный и невежественный, счастливее и почтеннее безнравственного умника и богача, если он не заражен порочными привычками, если он с чистой душой.

5) Не сохраниться яблоку целым между гнилыми, так не избежать порчи человеку, связавшемуся с порочными людьми.

6) Модные воспитатели - французы XVIII века - извратили своим влиянием несколько поколений высшего русского общества.

7) Разбираемую истину можно подтвердить пословицами: "С кем поживешь, тем и послывешь", "Между волками жить, по-волчью и выть".

8) Человеческая жизнь коротка, до всего своим опытом дойти невозможно, поэтому мы должны слушать мудрые советы старших, и лучше не прибегать к трудному опыту. Но особенно глупо подвергать себя опыту, заведомо вредному. Такой опыт не сделает нас мудрыми, не даст ничего нового, но жизнь ухудшит, счастье наше разрушит навсегда.

Таким образом, мы твердо убеждены, что дурное общество гибельно для молодого человека.

Ждем ваших писем, дорогие друзья.

К У М И Р Ы

Татищев в учебниках литературы
начала XX века

Жизнь и деятельность В.Н.Татищева, русского ученого и государственного мужа, изучали в дореволюционной школе на уроках литературы. В учебнике для мужских и женских институтов, гимназий и учительских семинарий П.В.Евстафьева "Новая русская литература (от Петра Великого до настоящего времени)", СПб, 1889, дан портрет Татищева гравера Л.Серикова и содержится высокая оценка его научной деятельности. Среди перечисленных трудов многих историков, живших до Карамзина (Ломоносова, Миллера, Шлецера, Щербатова), наиболее важными для русской истории признаны работы Василия Никитича Татищева, именно "История Российская" (изд. 1768-1784 гг.), в которой представлен полный свод русских летописей, доведенный до нашествия татар, и собран материал для продолжения свода, вплоть до царствования Федора Алексеевича.

В учебнике П. В. Евстафьева отмечается, что Татищев оставил нам известия из таких летописных списков, которые навсегда оказались утерянными. Он не только собрал и обобщил материал, но подверг его критике, свел летописные известия, снабдил их географическими, этнографическими и хронологическими примечаниями. Только опираясь на исторический труд Татищева, Н. М. Карамзин смог создать свою "Историю государства российского".

Более подробно рассказано о Татищеве в 21 и 22 выпусках "Гимназии на дому" (всего в СПб. в 1910-е гг. было издано 30 выпусков), в разделе "Новый период истории русской литературы". Здесь приводится биография Татищева, подчеркивается, что Петр I ценил его за способности и любовь к науке. Как администратор Татищев принес много пользы, но служебные занятия не могли отвлечь его от науки. Он всю жизнь занимался историей, географией, литературой, собирал исторические рукописи, народные поверья и песни. Результатом многолетних изысканий стало его главное сочинение - "История российская" в пяти частях. В учебнике отмечается, что данный труд имеет громадное значение для отечественной историографии: это первый научный труд по русской истории, в котором собраны и критически проанализированы сведения из разных летописей, в том числе тех, списки которых утеряны и известны нам лишь по его "Истории".

В 21 выпуске "Гимназии на дому" анализируются политические убеждения В. Н. Татищева. Он указывает на различия между монархическим, аристократическим и демократическим государственным правлением и приходит к выводу, что Россия должна быть государством монархическим. Татищев критикует русскую церковь и духовенство, которое с целью получения больших доходов держало народ в темноте и невежестве. Он осуждает ханжество, суеверие и пустосвятство.

В "Истории" Татищева есть прекрасное место, написанное высоким поэтическим языком, - это рассуждение о пользе и значении истории. Он говорит, что знание истории необходимо правителям и подданным, ученым богословам, юристам, медикам, политикам и стратегам. Полезна как история современная, так и прошлая, как отечественная, так и всемирная.

Более полное представление о воззрениях Татищева дает нам его "Духовная", составленная им для сына в 1733 г. "Духовная" - это наставления, полезные для всей молодежи. Она написана по типу "поучений" древнего периода русской литературы, напоминает "Поучение" Владимира Мономаха и "Домострой" Сильвестра. Подобно Мономаху и Сильвестру, Татищев настаивает на нравственно-религиозном воспитании, но предлагает изучать, кроме православного, иные христианские вероучения. Считает необходимым он и широкое светское образование.

В "Духовной" уделено внимание семейным отношениям. Жениться, по его мнению, надо не раньше 30-ти лет, уходить в отставку и жить в деревне помещик должен не ранее 50-летнего возраста. Землевладельцы обязаны заботиться о религиозно-нравственном воспитании и образовании крестьян, об их благосостоянии; он требует, чтобы в помещичьих имениях были бани, искусный лекарь, чтоб народ не гибнул от "безумных лекарств, обманщиков, ворожеи, шептунов и колдунов".

В учебнике П. В. Евстафьева делается вывод, что в произведениях светских писателей начала XVIII в., и прежде всего Татищева, на первое место вышли вопросы просвещения и гражданского обновления России, ее сближения с Западной Европой. Все должно было служить не религии, а интересам государства. А главное орудие государственных целей, как считал Петр Великий и писатели его времени, - это образование. Только с помощью образования можно подготовить достойных деятелей на разных поприщах государственной службы.

В 22 выпуске "Гимназии на дому" для лучшего усвоения материала даны вопросы и ответы для повторения. Вот как формулируются первый вопрос и ответ: "Чем прославился другой светский писатель эпохи Петра Великого - Татищев? - Он прославился как историк; он написал известное сочинение "История российская" в пяти частях". Интересны восьмой вопрос и ответ: "Назовите поучительное сочинение Татищева, напоминающее собой "Поучение" Владимира Мономаха и "Домострой" Сильвестра? - "Духовная".

В том же выпуске дан конспект статьи о Татищеве, начинавшийся словами: "Татищев - светский писатель эпохи Петра Великого". Там же в разделе "Хрестоматия" есть отрывок из "Истории Российской" под названием "Польза истории".

Интерес представляют экзаменационные билеты по литературе в екатеринбургской мужской гимназии в 1914/15 г. Второй вопрос восьмого билета сформулирован так: "История. Понятие об истории. Отличие от летописи: а) критическая оценка; б) прагматизм. Слог истории. Виды истории. Образцы истории". При ответе на них рекомендуется рассказывать об историках до Карамзина, большей частью о Татищеве.

Итак, российские школьники конца XIX - начала XX в. знали Татищева, уральские - знали его еще лучше. Учитель и краевед Наркиз Константинович Чупин писал о Татищеве статьи и брошюры. Они имеются в каталоге ученической библиотеки мужской гимназии в Екатеринбурге: "Василий Никитич Татищев и первое его управление Уральскими заводами" (1867, Пермь); "Василий Никитич Татищев: жизнь его с 1722 по 1734 г.г." (1867, Пермь).

Школьникам конца XX - начала XXI в. тоже интересен В. Н. Татищев, но в учебниках литературы сегодня есть Карамзин, а Татищева нет. Смогут ли они сегодня ответить на экзаменационные вопросы старой гимназии? Вряд ли. А ведь его жизнь и деятельность заслуживают интереса, имеют огромное нравственное, воспитательное значение.

А.Ф.Кориков

Также читайте  Новости

ПЕРЕДОВИЦА | ОБЩЕСТВО | СОБЫТИЯ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | НАРКОМАНИЯ | ОБРАЗ ЖИЗНИ | КУЛЬТУРА | АРХИВ

© « У Р А Л Ь С К И Й   В Е С Т Н И К »   № 5, 2 0 0 0