В Е Л О Т У Р И З М


На велосипеде по Щвейцарии


Константин Кузнецов
УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК

Обилие велосипедов - это один из самых ярких моментов, который поражает неизбалованного частыми поездками за границу туриста при въезде в солнечную Швейцарию. Они встречаются сразу же после выхода из аэропорта. Кажется, что в этой стране на каждого из 6 миллионов жителей приходится по крайней мере, по 1,5 велосипеда. Вот уж действительно, перефразируя знаменитый афоризм, можно сказать: "Велосипед не роскошь, а средство передвижения".

Хороший велосипед в Швейцарии стоит от 700 до 2500 франков. На наши рубли перевести - хорошую машину можно купить. Но для ведущего здоровый образ жизни человека желание покататься на велосипеде вполне осуществимо. За небольшую плату (20-25 франков в день) практически на любой крупной железнодорожной станции можно взять велосипед напрокат. Для швейцарца это действительно небольшие деньги. К примеру, на обед в среднем здесь тратят 10-12 франков.

Глядя на гладкие, не испытывающие сильного перепада температур швейцарские дороги, желание сесть на велосипед усиливается еще больше. Боже мой, как замерло сердце у вашего покорного слуги, когда в одно прекрасное утро была осуществлена заветная мечта. Я сел на велосипед! Как жать на педали я помнил с детства, но когда, помимо ручек переднего и заднего тормоза, я увидел на руле еще по одному переключателю с каждой стороны, я призадумался. На левой стороне были написаны цифры: 1, 2, 3, а на правой - от 1 до 7. Попытка доброжелательного швейцарца, у которого был похожий велосипед, но который не говорил ни по-русски, ни по-английски, ответить на мои знаковые вопросы - не увенчалась успехом. Комичность ситуации состояла в том, что в Швейцарии только официально говорят на 4-х языках: немецком, французском, итальянском и рето-римском (все эти языки являются государственными), а неофициально - еще и на местном швейцарском диалекте "швицатуч" - на всех тех иностранных языках, которых я не знаю. Все попытки швейцарца объяснить мне что-то на ломаном английском закончились немногословными и многозначительными фразами: "You will see" - мол сам все поймешь, и "You should try" - тебе нужно попробовать. Это меня вполне удовлетворило и вдохновило на предстоящие приключения.

В Швейцарии все предусмотрено для путешествий на велосипеде, начиная от большого количества практически в каждом(!) населенном пункте специальных велосипедных магазинов с мастерами по ремонту и обслуживанию любых велосипедов до бесплатных стоянок для парковки. В некоторых больших городах одновременно могут поместиться тысячи(!) велосипедов. Дорожные знаки дают преимущество велосипедисту перед автомобилистом, много велосипедных дорожек, специально сделанных в стороне от автострад, чтобы пыль не глотать. Впрочем, это выражение весьма условное. Складывается такое впечатление, что дороги в Швейцарии строят из специального материала, который исключает накопление пыли. Проще говоря, пыль на дороге - это то, про что забываешь, находясь в Швейцарии. Все, абсолютно все предусмотрено для путешествия на велосипеде.

Итак, поехали! Мои первые 500 метров были похожи на попытки Электроника из детского кинофильма освоить спортивный велосипед. Но, на удивление, велосипед довольно-таки быстро покорился. Первые 5 км были полетом и наслаждением - мечта осуществилась! Курьез заключался в том, что я не сразу обнаружил велосипедные дорожки и некоторое время ехал по автомобильной дороге. Ехал и удивлялся: как это так, страна велосипедная, а ни на встречу, ни вслед за мной не ехало ни одного велосипедиста. Но затем, довольно быстро сориентировавшись и поняв в чем дело, я съехал на специальную велосипедную дорожку, и "рванул" вверх, в горы!

Это вначале можно сказать "рванул", но спустя некоторое время отсутствие тренировки сделало свое "черное" дело. Когда передо мной показался крутой склон протяженностью (как и показывал знак) 5 км, я пополз, переключая скорости: с 4 на 3, с 3 на 2, со 2 на 1. А затем совсем слез с велосипеда и пошел пешком, позорно толкая велосипед за руль впереди себя. Пот лился ручьями. О том, чтобы сесть на велосипед снова и подыматься в гору, крутя педали, не могло быть и речи. Казалось, что это невозможно, настолько крут был склон. Дорога, наверное, была для пешеходов и на велосипедах здесь не ездили. Каково же было мое удивление, когда меня догнал, а затем и перегнал человек на велосипеде! Скорость у него была невысокой, но он ехал! Раззадоренный его примером, я лихо вскочил в седло, но вскоре вынужден был снова вернуться в изначальное пешее положение. Слева шумел стремительный бурный поток, справа отвесно вверх уходили скалы: красота! Вот только пот, застилавший глаза, не позволял наслаждаться этой красотой на всю катушку. Через полтора часа я все-таки взобрался на казавшуюся недостижимой вершину!

Красота вокруг действительно была неописуемая. Ровные, словно подстриженные альпийские луга, заросшие сочной зеленой травой. Эти зеленые лужайки с пасущимися на них, мелодично звенящими колокольчиками, коровами еще ярче выделялись на фоне покрытых снегом горных альпийских вершин. Все вокруг наполняло ощущением жизни и радости. Горный воздух, насыщенный озоном и звуками горных речек и ручьев, был чист и свеж. Хрустящий гравий под колесами "вело", словно под воздействием высоты, превратился в мелодичную, ритмичную музыку. И незнакомые велосипедисты, мчащиеся навстречу по горным тропинкам на различных видах и марках горных велосипедов, с приветливыми улыбками (если с горы) или с нескрываемым напряжением (если в гору), казались мне лучшими друзьями.

В этот день, в этот мой первый поход на велосипеде по Швейцарии я проехал около 60 километров. Уже после возвращения, в конце дня, уставший, но абсолютно удовлетворенный прожитым днем, я снова и снова окунался в водоворот событий, произошедших со мной в этот день. Необыкновенные синие озера, заснеженные альпийские вершины, узкие горные тропы, удивительная гармония и чистота зеленого мира природы наполняли душу невиданным покоем и красотой.

На следующий день все мои мышцы, непривыкшие к подобным нагрузкам, болели. Казалось, что никто и ничто не заставит меня больше сесть на велосипед, но... Прошла неделя, и горы снова позвали меня, и было невозможно больше оставаться в шумном городе. Мир чистоты, покоя и гармонии вновь ждал и манил в свои удивительные, волшебные объятия!

Всякий раз, когда я потом вспоминал мой первый поход на велосипеде и то удовольствие, радость и вдохновение, которые были получены мной тогда, я с грустью думал о тех молодых людях, которые в поисках удовольствия разрушают себя, обращаясь к его суррогатным заменителям: наркотикам, сигаретам, алкоголю, платя за это мнимое удовольствие не просто несколько франков, а расплачиваясь самой дорогой ценой - своей жизнью. Может быть, их стало бы гораздо меньше, если бы однажды каждый из них смог ощутить чувство огромного наслаждения при покорении альпийских (и не только) предгорий на велосипеде?

К У Р Е Н И Е


Мы все предупреждены


Елена Александрова
УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК

С детских лет я помню пример, подтверждающий одно из правил русского языка: "Курить - здоровью вредить". Но время идет. Люди продолжают "курить - здоровью вредить", и мало кто задумывается над тем, что курение сегодня, наряду с туберкулезом, СПИДом и алкоголизмом, является глобальной мировой проблемой. В России, например, курение занимает первое место среди причин, влияющих на рост смертности среди населения. И это неудивительно, достаточно взглянуть на растущее число курящих людей, армия которых ежегодно пополняется подростками и представительницами прекрасного пола.

Если раньше в СССР о здоровье населения заботилось государство, то теперь каждый человек сам отвечает за свое здоровье. И привычное предупреждение Минздрава: "Курение опасно для вашего здоровья" - остается единственным способом влияния на решение этой проблемы. Но какое значение имеет этот слоган сегодня? Он давно уже воспринимается как часть сигаретной пачки или рекламного щита, и никто не замечает его неточности. Ведь если быть точным, то правильнее и честнее было бы написать: "Курение вредит вашему здоровью", т.е. ему наносится непоправимый ущерб. Если продолжать в том же духе, то вполне вероятно, что и этот слоган устареет через пару лет, когда человека с сигаретой будет останавливать более строгое предупреждение: "Курение разрушает ваш организм". В любом случае, полностью решить проблему будет возможно лишь тогда, когда за нее возьмутся все вместе: родители и школа, государственные учреждения и различные ведомства, политики и предприниматели, общественные организации и частные лица - каждому нужно принять для себя программу по профилактике этой пагубной привычки и добиваться ее успешного проведения. И тогда наши потомки на уроке истории общества с большим трудом смогут понять объяснение учителя о том, почему когда-то наши предки вдыхали в себя ядовитые смолы и никотин, отравляя при этом не только себя, но и окружающих.

С П И Д


В МИРЕ от СПИДа уже погибли 19 миллионов человек, но самое худшее еще впереди. Согласно 135-страничному отчету UNAIDS, подразделения ООН, координирующего борьбу со смертельным вирусом, в ближайшие годы в некоторых африканских странах эта болезнь может унести жизни половины подростков, разрушая экономику и уклад жизни, лишая эти государства будущего.
В настоящее время в мире насчитывается 34 миллиона ВИЧ-инфицированных, причем 5,4 миллиона человек заразились только в прошлом году.
Lenta.ru

В ЕКАТЕРИНБУРГЕ официально объявлено о начале эпидемии СПИДа. За семь месяцев 2000 года ВИЧ-инфекция выявлена у 439 горожан. По прогнозам санитарных служб, к концу года эта цифра вырастет до тысячи.
90 процентов ВИЧ-инфицированных употребляли наркотики внутривенно. Только по официальным данным, на игле сегодня сидит больше 5 тысяч екатеринбуржцев.

В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ на сегодня зарегистрировано 3 тысячи 579 ВИЧ-инфицированных. 54% из них выявлено в этом году. 93% вирусоносителей - наркоманы.

ПЕРЕДОВИЦА | ОБЩЕСТВО | СОБЫТИЯ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | НАРКОМАНИЯ | ОБРАЗ ЖИЗНИ | КУЛЬТУРА | АРХИВ

© « У Р А Л Ь С К И Й   В Е С Т Н И К »   № 5, 2 0 0 0