НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Попытка решения внутренних проблем


Константин Попков
АСПИРАНТ КАФЕДРЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ УРГПУ, ЕКАТЕРИНБУРГ

Вряд ли сегодня можно изменить наркоситуацию в стране. Однако необходимо сформировать определенное отношение к ней. Существует немало мнений о том, что причины наркомании кроются в доступности наркотиков, что наркомания - это болезнь и т.д. Однако такой подход снимает ответственность с самих наркоманов за то, что с ними произошло. В действительности, корни наркомании - в психологическом состоянии личности. Иными словами, как таковой проблемы наркотиков не существует. Существует проблема психических и поведенческих отклонений и нарушений в развитии личности.

Фармакологи различают в действии наркотиков несколько эффектов. Но искомым психотропным эффектом для наркоманов (по крайней мере, по их объяснениям) является эйфория, а все прочие - дополнительными. Как считают многие специалисты, именно в этом стремлении к повышенному настроению заключается ключевой пункт зависимостей. На данный момент известны некоторые непосредственные биохимические аспекты получения эйфории: например, многие наркотики могут увеличивать выработку допамина в мозгу, что напрямую воздействует на центры удовольствия. Однако за самим стремлением к повышенному настроению скрывается нечто большее, поскольку употребление изменяющих сознание веществ представляет из себя попытку ухода из реальной жизни и, в конечном счете, - попытку изменения реальности. Если можно так выразиться, то желание эйфории - это не "вещь в себе", а потребность в изменении существующего положения, которое на момент употребления наркотиков не устраивает человека. А объяснение употребления наркотиков желанием эйфории - это определенный камуфляж (симптом) более глубокой проблемы.

Вообще, разделение психоактивных средств на наркотические, токсические, алкогольные и т.д. - представляется достаточно искусственным, ибо, по большому счету, наркоманы употребляют токсичные средства, токсикоманы - наркотические, алкоголики - психотропные и т.д. И поскольку употребляющих все эти вещества объединяет ЗАВИСИМОСТЬ от них, то более логично рассматривать именно проблему зависимости, т.е. аддиктивности, аддиктивного комплекса (addiction - пристрастие; addict - наркоман, токсикоман, алкоголик без разграничения). Исходя из этого, не видно принципиальных отличий между работой с наркоманами и работой с алкоголиками. Конечно, такие "разные" феномены как наркомания и алкоголизм существуют, но их различие проявляется лишь на уровне следствий - употребления какого-то конкретного психоактивного препарата, специфических поражений тела и психики, срока жизни от начала употребления до наступления смерти и т.д., а не на уровне причин зависимости. Субъективно-объектиные причины всех зависимостей практически идентичны, будь то зависимость от психоактивных препаратов, от переедания, от каких-то свойств характера, от отношений, денег, телевидения и т.д. Причины - нефункциональная (нездоровая) адаптация к изменяющимся условиям внешней среды.

Другое дело, что полностью зрелых, аутентичных и самодостаточных молодых людей очень мало. А инфантильному и неподготовленному человеку понять себя, разобраться, использует ли он употребление наркотиков для разрешения внутренних конфликтов или для достижения еще каких-то других целей, НЕВОЗМОЖНО.

Среди наркоманов есть как социально состоявшиеся, так и социально несостоявшиеся люди. Нет принципиальных отличий в употреблении наркотиков заключенными колонии уси-ленного режима, учащимися ПТУ или студентами университета, за исключением того, что одни покупают ханку, а другие кокаин или экстези, одни ради дозы грабят прохожих, а другие грабят маму с папой, одних на лечение направляет милиция, а других приводят родители. Отличия касаются только внешних проявлений. На самом деле никакого "парадокса наркомании" в благополучных семьях нет, поскольку, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что внешне благополучная адаптация к социальным условиям существования достигается ценой отказа от собственной уникальности и индивидуальности.

Большинство родителей склонны полагать, что их ребенок не способен принимать наркотики. И в подавляющем большинстве случаев родители узнают о том, что их дети употребляют наркотические препараты и являются наркоманами, спустя 6-12 месяцев после первого контакта с наркотиками. Как правило, это открытие становится для них громом среди ясного неба. Но в жизни не бывает так: все было в порядке, и вдруг ребенок изменился - хорошо учился и бросил учебу, работал и уволился, был честным и стал врать, переводил бабушек через улицу и стал их грабить, занимался в театре и устроил наркоманский притон, был спортсменом и превратился в развалину, много читал и стал дегенератом. Наркомания - это всегда закономерный итог длительного патологического процесса, в ходе которого происходит постепенное накопление болезненных изменений. Однако для общества миф о случайном совращении ребенка плохой компанией очень удобен ведь при большом желании всегда можно найти причину там, где ищешь. Конечно, случайный контакт с наркотиками возможен, но само превращение ребенка в наркомана - это не случайность - о ней можно говорить только как о запрограммированной случайности.

ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Существующие методы лечения наркомании направлены чаще всего не на причину наркомании, а на следствие, т.е. непосредственно на сам процесс употребления наркотиков. Общим для этих подходов является то, что:

1. С наркомана снимается личная ответственность за его состояние;

2. Наркоман рассматривается не как субъект, а как объект, в которого можно что-то "вложить", что-то в нем "исправить" без его желания, без личного понимания необходимости изменений и проявления воли в достижении результатов.

Следует отметить, что доступность наркотиков - это не причина наркомании. Если бы синтетические, а тем более природные, наркотики действительно являлись причиной, то наркоманами стали бы все люди. Любое болезненное состояние свидетельствует о патологическом прошлом человека, который является автором и пользователем своей патологии, а наркотики - лишь подручный инструмент неэффективного способа решения проблем. Доступность наркотиков в современном обществе, конечно, является одним из провоцирующих факторов роста наркомании, но не более. А выдавание этой доступности за причину наркомании - устойчивый широко распространенный миф, используемый в качестве оправдания существующего положения безответственными людьми или наркодельцами.

Как известно, наркомания характеризуется психологической и физической зависимостью. Однако следует различать два вида психологической зависимости:

1. Неосознаваемые психологические причины, приводящие наркомана к данному способу нездоровой адаптации;

2. Клинический феномен, характеризующийся установкой наркомана, что он не может жить без приема наркотиков. Другими словами, это состояние, при котором психоактивное вещество вызывает чувство удовлетворения и психического подъема. Организм требует периодически возобновляемого или постоянного употребления психоактивных веществ для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта.

Если первое в сознании не присутствует, то клинический феномен, как правило, осознается, окрашивается преимущественно отрицательными эмоциями, рационализируется или каким-то другим образом ощущается наркоманом.

Физическая зависимость возникает вследствие длительного приема наркотических препаратов, которые как бы встраиваются в нормальные процессы обмена веществ. Эти препараты становятся необходимым условием для кажущегося сохранения биологического и химического равновесия всего организма. Клинически это проявляется в том, что если наркоман не употребит необходимую дозу наркотического вещества, у него развиваются соматовегетативные и психоневрологические симптомы: ломота или неприятные ощущения в различных частях тела, тремор, диспепсические нарушения, потливость, головокружение, сухость во рту, бессонница, нервная истощенность, приступы психомоторного возбуждения, раздражительность, чувство тревоги, страха и т.п. То есть можно говорить о ломке, аналогом которой у алкоголиков является синдром похмелья. А повторный прием наркотика практически мгновенно снимает описанные симптомы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ

Употребление наркотиков имеет свои медицинские, фармакологические, криминальные, финансовые, педагогические, социальные и другие предпосылки. Однако как таковой проблемы наркомании или наркотиков нет. Это лишь видимая сторона другой, действительно очень серьезной проблемы. Это - проблема инфантильных попыток человека разрешить свои внутренние психологические конфликты, выведенные за пределы осознания.

Симптомы представляют собой внешнее проявление подлинной болезни. До тех пор, пока не будет устранена причина этой болезни, ее внешние проявления могут существовать и изменяться до бесконечности. Для родителей, педагогов, работников правоохранительных органов основной проблемой чаще всего представляется употребление наркотиков. Поэтому они добиваются главным образом того, чтобы подростки прекратили их принимать. Им кажется, этого будет достаточно, чтобы магическим образом решить все проблемы. Однако стремление устранить симптом, который считается самым главным и принимается за причину, не ведет к полному выздоровлению - изменению семейных отношений, социальной адаптации и т.д. Ведь сам по себе отказ от наркотиков не приносит ожидаемых улучшений. Что именно выберет в качестве альтернативного средства нездорового разрешения психологического конфликта конкретный человек, сказать достаточно сложно. Это может быть алкоголизм, возврат к наркотикам (97-98%) или суицид. Конечно, есть случаи, когда человек преодолел наркотическую зависимость. Но, во-первых, эти случаи единичны, а во-вторых, здесь речь идет о разрешении внутреннего конфликта, причем чаще всего с помощью психотерапевта. В целом же специалисты сходятся во мнениях - понятия "бывший наркоман" не существует.

Наркомания является инфантильной попыткой решения внутренних проблем. Соответственно, каждый наркоман, в большей или меньшей мере, обнаруживает инфантильные черты личности, вне зависимости от достигнутого социального или материального положения. Буквально понятие "инфантильный" означает психически незрелый, ведущий себя по-детски. Это означает и повышенную внушаемость, и неспособность отсрочить получение удовольствия, неумение учесть последствия своих действий, подчинение чувству стадности и другие характерные черты незрелости. К ним относятся: неадекватная самооценка, недостаточный прогноз и рефлексия, несоразмерность притязаний, нереалистичный оптимизм (например, когда 14-летний подросток-дегенерат с четырехлетним стажем вдыхания паров растворителей оптимистично утверждает: "Я буду юристом"), нестабильность интересов, недоразвитость совести и завистливость. Однако большинство психологов склоняются к тому, что основной характеристикой инфантильных людей является отставание в эмоционально-волевой сфере, особенно проявляющееся при столкновении с трудностями или при попадании в, так называемую, неблагоприятную среду. Инфантилам присуще извращенное понимание общечеловеческих принципов, поэтому они стремятся добиться целей детскими методами. Иллюстрацией этого может быть следующий жизненный принцип: "Если жизнь предназначена для удовольствий, я буду получать удовольствие от наркотиков".

Еще в раннем возрасте человеком делается вывод о самостоятельности собственного существования, происходит осознание себя как личности, но зачастую этот очень важный момент в становлении человека тормозится, так как родители просто не дают ребенку быть самим собой. Родители вмешиваются в процесс взросления, либо прерывая попытки ребенка найти собственную манеру поведения, либо излишне оберегая его, либо разрушая его доверие к собственной способности опираться на себя в познании мира. Таким образом ребенок не может отличить "Я" от "не-Я" и путается между своими нуждами и внешними способами их удовлетворения. Прослеживая психологические предпосылки формирования зависимостей, можно выявить, что начало проблем кроется именно в этом. Сформированный в детстве сценарий базового отношения к жизни имеет тенденцию к повторению в течение многих лет вплоть до смерти: меняется только внешнее оформление, но основной каркас остается неизменным и приводит к неизменным результатам.

Вот два реальных случая, описанных из своей практики психотерапевтом А.В. Ларионовым.

Сценарий №1.

1) Во время продолжительной болезни сына в детстве мама спасала его, "плюнув" на себя;
2) Мама устроила так, чтобы сын не был призван в армию;
3) После совершенной сыном автомобильной аварии мама в течение нескольких лет выплачивала долги;
4) Мама вновь спасает сына после того, как он стал наркоманом и "плюнул" на нее.

Резюме. "Спасать!" - основной сценарий мамы. "Спасай меня!" - основной сценарий паразита-сына. Вместе они создают замечательную пару актеров.

Сценарий №2.

1) Мама "вынуждена" в течение двух лет подготавливать сына к школе, уделяя ему большую часть своего времени;
2) Мама "вынуждена" в течение десяти лет обучения сына в школе помогать ему делать домашние задания и решать его школьные проблемы;
3) После окончания школы сын начинает употреблять наркотики, и мама "вынуждена" решать проблему сына.

Резюме. Сын привык "сидеть на шее" у мамы. Не научившись быть самостоятельным, он вырос очень зависимым человеком.

Стоит задуматься. Отмечено, что дети, которых воспитывали оба родителя или только отец, меньше подвержены наркотикам.

Не стоит заниматься археологическими раскопками психологических причин зависимого поведения. Мама, а нередко и учителя забывают, что ЧЕЛОВЕК по праву рождения обладает собственностью на свою индивидуальность, эмоциональную самостоятельность и независимое мышление. Они под предлогом "любви и заботы о ребенке" забывают, или не хотят, образно говоря, обрезать пуповину и создавать условия для развития самостоятельности. Эмоциональное развитие происходит гораздо медленнее, чем физическое или умственное. Основная эмоциональная структура создается и устанавливается очень рано. Ее изменение сопряжено с поэтапным преодолением больших жизненных трудностей. Поэтому установление искаженной эмоциональной структуры - это ключ к базовым конфликтам, продолжающим действовать на протяжении всей жизни человека. Вырастая, люди расплачиваются за долги детства.

Жизнь дается человеку только раз, и именно в юности он решает какой ей быть. Это самый важный и сложный переходный период в жизни, похожий на перекресток дорог, когда определяются жизненные цели и планы. Старшеклассник, еще только вступающий в эту жизнь, и, несомненно, мечтающий в ней преуспеть, стоит на перепутье. Он должен отдавать себе отчет, что решения, принимаемые им в этом возрасте, определят его дальнейшую судьбу. Ему очень важно знать, как справиться с этим участком пути и как уверенно продвигаться дальше по жизни.

ПЕРЕДОВИЦА | ОБЩЕСТВО | СОБЫТИЯ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | НАРКОМАНИЯ | ОБРАЗ ЖИЗНИ | КУЛЬТУРА | АРХИВ

© « У Р А Л Ь С К И Й   В Е С Т Н И К »   № 5, 2 0 0 0