О б р а з о в а н и е

      высшее образование

  Передовица
  Общество
  Образование
  Молодежь
  Семья
  Образ жизни
  Вокруг света
  Культура
  Архив
  Напишите нам
  Гостевая книга

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА ПОДРОБНО


Поиск в сети
Яndex

www.yandex.ru
 

Куда ведет нас высшее образование?

Каким быть высшему образованию в России?


Э.Р. Григорьян
ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ МПГУ (МОСКВА)

Миллионы школьников гоовятся осенью войти в вузовские аудитории, многократно обсуждают с родителями и сверстниками предпочтения и преимущества различных специальностей и профессий, а уж конкретный вуз выбирают с большей тщательностью, чем будущего спутника жизни. Но что ждет сегодня молодое поколение в вузах? Какими познаниями обогатятся выбравшие нетехнические специальности студенты, чему будет посвящено пять лет жизни в самый плодотворный и активный ее период? Чем будут заполняться их свежие мозги, сулящие обновление и упрочение всему обществу? Сделаем маленький экскурс в содержание государственных образовательных стандартов.

Прежде всего, вузовская система образования, заботливо выращиваемая совместными усилиями министерства и учебно-методических объединений, предложит им пучок однотипных и повторяющих друг друга дисциплин, на которые у студентов уйдет два года, и некоторые вконец возненавидят гуманитарные специальности. Дело не в том, что философия, культурология, социология, политология, конфликтология (заметьте, именно она, а не компромиссология, например) говорят по большей части об одном и том же, но с разных точек зрения. Оскомину набивают одни и те же западные авторы, которые в одной дисциплине предстают как философы, в другой – как политологи, в третьей – как культурологи и т.д. Сами авторы – Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Кант и др. – были просто мыслителями, рекомендовавшими современному им обществу действовать более благоразумно, но они и понятия не имели, что в ХХI веке Россию будут обуревать вполне специфические проблемы, требующие своего незамедлительного решения. Уж скорее об этих проблемах могли подозревать свои, отечественные мыслители, наверняка, знакомившиеся в свое время с творчеством западных мыслителей. А если учесть, что наиболее упоминаемые в вузовских учебниках западные авторы обязаны своими идеями византийским авторам, всколыхнувшим варварскую Европу того времени аж до степени ее Возрождения, то не разумней ли было сразу обратиться к этим авторам, благо что прямыми наследниками их культуры, скорее, считаемся мы.

Но самое разительное – это та трансформация, которая происходила с идеями византийских авторов по мере того, как они заимствовались и пересаживались на европейскую почву. Из них исчезал моральный аспект, так ярко проступавший в их сочинениях! Забота византийцев о Целом, о Космосе, об Обществе сжималась в трудах европейцев до заботы о самом себе, эгоистическом индивиде. Бюргерская Европа была слишком поглощена коммерцией и колониальными походами, чтобы сопереживать таинствам жизни. Кстати, Византия была гораздо более развитой в экономическом отношении страной, богатству которой завидовали европейцы. Но при этом Византия не выбрала капиталистический путь, что было бы просто нелепо для нее – примитивизировать свою культуру до мании прибыли.

Но, продолжим наш экскурс.
После двух лет (в цветущем и полном сил возрасте) чтения абсолютно непонятных и не имеющих никакого отношения к своей стране и своей культуре учебников по социологии и другим аналогичным дисциплинам, студенты, наконец, приступают к изучению специальных дисциплин, например, менеджмента, правовых дисциплин, международных отношений и т.д. Например, в менеджменте (управлении) их ждет прекрасное классическое обучение, которое американцы дают своим… продавцам, а шедевром считается тренинг продаж, причем товаром может служить и идея, и религия, и мировоззрение. В то же время, гораздо большую пользу, на мой взгляд, принесло бы студентам изучение трудов византийских ученых и императоров, писавших как об управлении империей, так и издававших законы, вошедшие затем в Свод законов Российской Империи. Уж если мы решили копировать США, то почему бы не обратить внимание, в первую очередь, на их достижения в области организации образования. Задолго до начала занятий выпускаются буклеты, где расписано все - начиная от графика занятий и места их проведения и до встреч с администрацией и культурных мероприятий. Далее можно было бы значительно упростить вузовскую документацию, которая стараниями нашего министерства превратилась в непроходимые джунгли, прочно стреножившие творческие порывы вузов. Например, нужна ли вообще студенту зачетная книжка, если все оценки и так фиксируются в вузовских ведомостях. Америка – умная страна. Минута времени и гран информации там стоят дороже любых долларов. Но фундаментальная наука и теоретическая подготовка никогда не были сильной стороной их образования. Там есть разные университеты – от элитных, до массовых. Но в целом, США всегда были вынуждены приглашать ученых из-за границы, поскольку их университеты просто не знали о такой цели образования как формирование научного мышления, беспристрастного поиска истины. Их прагматизм в жизни проявился и в образовании.

Но продолжим наш экскурс российских стандартов, кстати, устаревающих с каждым годом. В правовых дисциплинах студенты так внятно и не поймут, что юридический закон не пишется по желанию вышестоящих лиц, а является выражением объективных природных законов, проявляющихся и в общественной сфере, и которые нужно изучать и искать не одну сотню лет. Почти не раскрытой остается роль правового сознания в принятии и исполнении законов, а в особенности специфика правового сознания российского населения и его представления о справедливости, от которых зависит действенность законотворчества. В политологии все рассуждения преподавателей затмевает стон по власти – от умиления до очернения, но никто не спросит ни о моральных основаниях этой власти, ни о содержании и способах реализации программ, предлагаемых ею населению, а главное никто не предлагает технологий ее смены, в случае невыполнения ею обязательств. В конфликтологии подчеркивается неизбежный и самодовлеющий характер конфликтов и бесконечно дробится типология различных конфликтов, хотя как раз, наоборот, обучение должно было быть направлено на позитивное, на поиск и усвоение бесконфликтных способов существования. В социологии буквально зубодробительный характер текстов всех учебников (не говоря уже об их порочности и немалой доли марксистской терминологии) надолго отпугивает студентов, и кроме как выкачивания курсовых и рефератов из интернета, более они социологию ни под каким соусом видеть не хотят. И в этом, как преподаватель такой социологии, какая в этих чудовищных учебниках, я с ними вполне солидарен.

Ну, может быть, в изучении истории, наконец, студенты смогут утолить свой познавательный зуд? Но профессор из МГИМО, эксперт учебно-методического объединения Наринский М.М. советует вообще убрать из программы студентов-международников древнюю и средневековую историю и оставить только историю Европы двухсотлетней давности, аккурат, периода полной победы капитализма.

А что ждет студентов в психологической литературе? Пошлый набор низкопробных, ориентированных на человеческие слабости «теорий», «ценностей» и тестов, предлагаемый для штудирования студенту, зачастую адекватен ложному стрессовому стимулятору, то есть искусственно создаваемому и бессмысленному испытанию. Поражает аморализм большинства текстов. Информационные материалы, «зараженные стрессом», жадностью, эгоизмом, враждебностью и завистью к другим, двуличием, нетерпимостью и властолюбием передают негативную энергию нашим студентам. Подобного рода тексты-«стимуляторы» наделяют студента настоящими симптомами стресса, такими как гнев, страх или депрессия, что имеет и физиологические последствия – ослабленное здоровье, неуравновешенность, невротические тенденции, которые подобно генетическим признакам передаются от поколения к поколению. А главное – надо отказаться от намеренно культивируемой в образовании разорванности связей между вышеуказанными дисциплинами, от безмозглого их сепаратизма, лишающего целостного смысла сознание студента.

А ведь сегодняшнее высшее образование упустило свою вторую главную составляющую – воспитание. Когда подвергается коррозии воспитание, общество стоит перед угрозой тотального разложения и ухода в небытие! Уже древние говорили, что знание должно быть передано только нравственно совершенствующимся ученикам, иначе, зло в обществе умножается. Все знание не стоит и гроша, если в результате человек не стал более совершенным, разумным, совестливым. Знание сопряжено со спасением, оно должно уводить от греха. Особенно пагубным для воспитания является тот факт, что официальные органы буквально «науськивают» население на негосударственные вузы, подозревая их в недобросовестном выполнении своих обязательств, хотя, как правило, именно в этих вузах сосредотачивается наиболее творческая и прогрессивная часть преподавателей. Но, господа, поиск нарушений - это ваша обязанность, не перекладывайте его на население. Это ведет к понижению статуса профессора, учителя, и поневоле позавидуешь престижу университетского профессора в США, который выше, чем у министра или банкира. Во многом сегодняшние эксцессы молодежи можно объяснить тем, что вузы сознательно превращают в базарные лавки, окончательно отстраняя их от воспитания молодежи.

В свете сегодняшних процессов глобализации не исключено, что, если не будет кардинальных перемен в российском образовании, то вскоре оно приблизится к инспирированному США глобальному образованию для третьих стран и превратится в инкубатор зомбированных людей-роботов, способных к выполнению тщательно отлаженных и узкоспецифических программ. Особенно абсурдно то, что этим программам (тщательно дистиллированным от примесей мысли – ведь это для других стран, а не для себя) в области социально-экономического или гуманитарного образования обучают представителей самых разных народов, от африканцев до китайцев, имеющих свое видение вещей, свой исторический опыт, свои социальные проблемы и свое культурное и национальное предназначение. И вот за то, что их отчуждают от своей культурной и национальной идентичности, за то, что они ослабляют свою страну, готовясь к решению задач совсем другой страны, эти горе-студенты еще и платят огромные деньги. Не очень знакомый с положением дел в образовании российский народ, продолжает отправлять своих детей в подобные университеты в Америку или Европу на радость бизнесменам, опасающимся конкуренции со стороны иных национальных программ образования. Плохо то, что этого не понимает и наша элита, посылающая своих детей в США, которые, так и не поняв собственный народ, продолжают от него отдаляться теперь уже во втором поколении, что не сулит нам хорошего управления и в будущем.

Конечно, не все так плохо в нашем высшем образовании. Но хорошее существует вопреки официальным усилиям, благодаря живым людям, преподавателям, творчески относящимся даже к инструкциям образовательных стандартов. Они, видя скучающие глаза студентов, понимают, что самоуважение и престиж преподавателей требуют иного подхода к преподаванию даже той же социологии. Более того, они понимают, что этот пятнадцатилетний эксперимент уже давно пора заканчивать, нам не нужен этот «secоnd hand» в образовании, тем более что западные университеты никогда не были той смесью невежества и пустопорожнего витийства, которую нам предлагают в нетехническом российском образовании под видом приближения к западным программам. Западная образованная публика изучает историю той же Византии гораздо внимательнее и с большим усердием, чем мы, уже понимая, что сами они не смогут найти ответов на сегодняшние вопросы без усвоения этой богатой и мудрой культуры.

В завершении выскажу давно пропагандируемую мною мысль, что Россия может и должна стать Центром мирового образования. У нее есть все для этого – и фундаментальная наука, и высококвалифицированные кадры и живое, нескованное стереотипами мышление как исток всякого творчества, а главное, – традиции высокой мыслительной культуры, в которой знание и мораль неразделимы. Для привлечения потока зарубежных студентов не нужны особые инвестиции, наоборот, именно здесь может обнаружиться наиболее существенный источник доходов, не меньший, чем от экспорта сырья. Нужно только продумать это направление и учесть, что новая историческая эпоха, экстраординарная по совокупности угрожающих человечеству обстоятельств, требует новой философии образования, новой концептуальной модели, опирающейся на анализ существующих патологических тенденций и глобальных перспектив общечеловеческого и мирового развития.

Электронный адрес автора: info@isngrig.ru    

  н о в о с т и

Нобелевские лекции будут изданы на русском языке

Около тысячи педагогов пройдут переподготовку в новом интернет-центре

Фальшивые дипломы об окончании вузов России подрывают ее авторитет

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 3 (22) , 2 0 0 2