Передовица


     

Передовица  
Общество  
Третий
сектор
 
Молодежь  
Семья  
Задумаемся  
Экология  
Культура  
Архив  
Напишите нам

 

Убить пивного дракона


Лев Корнев
УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК

Свершилось. Государственные власти в лице главного санитарного врача России Геннадия Онищенко объявили войну российскому пивному бизнесу, прежде всего процветающим российским пивоваренным концернам. В своем постановлении от 15 декабря 2000 г. «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией» Онищенко потребовал ужесточить продажу и рекламу пива в стране. «Сложившаяся ситуация, - говорится в постановлении, - не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения использования водки, а, напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий».

Мониторинг качества пива, проведенный санитарными службами, показывает: на наших прилавках в ассортименте большую долю составляют сорта с содержанием алкоголя более 6%. Проще говоря, пивной алкоголизм стал почти нормой жизни. В Госсанэпиднадзоре решили вести борьбу с этим явлением.

На пресс-конференции 10 января Геннадий Онищенко потребовал запретить рекламу пива на телевидении, ввести ограничения на продажу этого напитка, организовать широкую антипивную рекламу, а также предложил приравнять пиво с объемным содержанием спирта свыше 1,2% к алкогольным напиткам. Онищенко считает, что в ближайшее время следует выработать концепцию «алкогольной политики».

С ПИВНОЙ ПЕНОЙ У РТА

Как и следовало ожидать, воротилы пивного бизнеса немедленно отреагировали гневной критикой, поскольку данное постановление ущемляет их святое святых – баснословные барыши, вырученные от спаивания населения пивом. Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции и Союз российских пивоваров через центральные печатные издания с пеной у рта набросились и на это постановление, и на самого Онищенко, потребовав его отставки, принялись расписывать пользу как самого пива, так и его продажи.

Как пишет «Комсомольская правда», господин Теймураз Боллоев, руководитель «Балтики», заявил, что пиво не является ни алкогольным, ни слабоалкогольным напитком. «Пиво является просто пивом», - глубокомысленно отметил он, да еще заверил всех нас, неискушенных потребителей, что понятие «пивной алкоголизм», оказывается, и вовсе не существует. Директор «Степана Разина» Гия Гвичия признался, что спаивает пивом своего трехлетнего сына, который пьет его «чайными ложечками», в чем заботливый папаша, конечно же, не видит ничего плохого. Алексей Кочетов, главный «Очаковец» и председатель Союза пивоваров, не преминул напомнить, что пиво – это еще полезный для человеческого здоровья продукт.

ПЬЯНАЯ ЛОЖЬ

Как же обстоят дела с пивом на самом деле? Пиво готовится из очень полезного продукта - ячменя, который содержит белки, жиры, углеводы и витамины. Но вот в пивном сусле микробы брожения поедают этот прекрасный продукт, используя для своего роста и размножения.

Фармакологическое действие пива таково, что оно действительно очень способствует отдыху, успокоению. В 20-е годы нашего века его рекомендовали как седативное (т.е. успокоительное) средство. Таким образом, с пивом человек приучает себя не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к седативному средству. Проходит какое-то время, и оно становится уже необходимым элементом отдыха, успокоения. Нарастают дозы пива, появляются алкогольные эксцессы, возникают провалы в памяти. Первая за день выпивка переносится на все более ранний срок - на ранний вечер, на поздний день, на полдень, и, наконец, на утро. Формируется алкоголизм, пиво входит в привычку и в биохимию. Геннадий Онищенко высказался по этому поводу так: «Я бы этому мужику, который рекламирует пиво и пропустил за кружкой Новый год («Где был? - Пиво пил»), дал бы «Оскара» - за образ алкоголика на грани между I и II стадиями алкоголизма: все факты налицо - перепутал время, забыл куда пришел...».

БЕСПРИСТРАСТНЫЕ ФАКТЫ

Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносное русло, при большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгенологи называют это явление синдромом «пивного сердца» или синдромом «капронового чулка». Если злоупотреблять пивом, сердце провисает, становится дряблым, а его функции живого мотора теряются.

В ответ на прием пива в мужском организме начинает выделяться - в частности, в печени - патологическое вещество, которое подавляет выработку основного мужского полового гормона метилтестостерона. В результате, начинают продуцироваться женские половые гормоны. Становится шире таз, разрастаются грудные железы, из которых начинает выделяться молозиво.

У женщин пропорционально выпитому пиву растет вероятность заболеть раком грудной железы. Опасно пить пиво матери, вскармливающей грудного ребенка. У малыша возможны эпилептические судороги, а со временем может возникнуть и эпилепсия.

Пивной алкоголизм формируется быстрее водочного. В прошлом веке Европу охватила настоящая эпидемия алкоголизма. Руководители государств того периода собрались на форум, чтобы обсудить эту проблему. Они решили, что лучше сократить выпуск крепких напитков и наладить выпуск более слабых. И что же: пивной алкоголизм оказался еще хуже водочного. В Германии, где традиционно употребляют пиво, страдают именно от пивного алкоголизма.

В больших количествах пиво оказывается клеточным ядом, поэтому при злоупотреблении им тяжело выражены соматические последствия: миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит. При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной, поражаются клетки головного мозга, поэтому быстрее нарушается интеллект, обнаруживаются тяжелые психопатоподобные изменения.

Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Это влечение бывает очень назойливым и с трудом отпускает. Очень долго хочется больному еще разок ощутить это глубокое седативно-релаксирующее действие, этот покой, вдохнуть этот аромат, почувствовать этот вкус. В итоге пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.

ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ

С появлением этого уже скандального постановления журналисты снова вспомнили «плохую» антиалкогольную кампанию 1985 года, когда, якобы, и виноградники повырубали, и вызвали наркоманию из-за отсутствия спиртных напитков. Еще одна алкогольная ложь. Факты говорят о том, что повырубали-то, по большей части, так называемый промышленный виноград, кислятину, которую выращивали исключительно для производства дешевой винной «бормотухи», и которая в пищу практически непригодна. А что касается наркомании, так она существовала и до указа Горбачева-Лигачева, а вот писать про нее можно было не всегда, а только в период гласности, наступившей именно после 1985 года. Вот вам и всплеск наркомании. В действительности же, показатели смертности и, в частности, смертности от отравления алкоголем, в период действия указа значительно снизились.

Еще один железный аргумент алкогольного бизнеса – это пополнение государственной казны за счет налогов с продаж. Однако это преимущество остается таковым только на поверхности. При более скрупулезном анализе оказывается, что государство теряет от продажи алкоголя в три раза больше, чем приобретает. Например, к концу правления Брежнева в год выручалось 56 миллиардов рублей. Но экономисты на те же годы считали другую цифру: убытки от алкоголя государству. По алкогольной статье государство понесло убытки в 140-150 миллиардов рублей. Откуда берется эта цифра? Это снижение производительности труда, прогулы по пьянству, лечение алкоголиков, забота о брошенных детях и детях-дебилах, расходы на коррекционную педагогику и т.д. (см. УВ №6-7 (12) «Собриология – наука об отрезвлении»). Единственно, кто греет руки на алкоголизации населения – это алкогольный бизнес, пивной включительно.

ЗАЩИТИТЬ МОЛОДЕЖЬ

Нынче родители страстно желают одного - только бы их чада не запили «горькую» сорокаградусную, не сели бы на иглу. А пристрастия к слабоалкогольному напитку недооценивают. В массовом сознании бытует мнение, что пиво - безобидное зелье. Пивная алкоголизация создает ложное впечатление благополучия. Пиво в общественном мнении - почти не алкоголь. Пивной алкоголизации долгое время не характерны алкогольные эксцессы с драками и вытрезвителем. Потребность выпить пива не вызывает такую тревогу у человека, как потребность в водке. Пивной алкоголизм развивается более вкрадчиво, коварно, чем водочный. Но уж когда развивается, то это очень тяжелый алкоголизм.

Вполне очевидно, что это постановление Департамента санэпиднадзора Минздрава не сможет в корне изменить алкоситуацию в стране или отучить употреблять спиртные напитки наше население, но, по крайней мере, оно способно оградить от опасности детей и молодежь, на которой отрабатывается стратегия спаивания, в частности, посредством навязчивой пивной рекламы. В этом смысле постановление главного санитарного врача России следует только приветствовать. Вспомните рекламу пива «Три медведя», в которой, очевидно, накачавшийся пивом папаша пытается рассказать своей дочери сказку, но ничего кроме пива ему на ум не приходит. Редко, когда блок телерекламы обходится без ролика, посвященного пиву. Реклама пива - красочная, яркая, «юморная» - вызывает у многих, даже непьющих граждан, всплеск положительных эмоций.

Приравнять пиво к алкогольным напиткам, свернуть их рекламу на телевидении, ввести возрастной ценз на его продажу, запретить его продажу в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта – это посильная и крайне необходимая задача, которую следует поддержать и как можно быстрее осуществить, если нам не безразлично здоровье нашей молодежи и будущее нашей нации. Даже если вы любите пиво.

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 1 (13) , 2 0 0 1