Увлечения


      кино

Передовица  
Общество  
Третий
сектор
 
Молодежь  
Семья  
Зависимость  
Увлечения  
Культура  
Архив  
Напишите нам

 

О происхождении литературы ужасов

ALIEN 3
Чарльз Колсон
BREAKPOINT, США

Никто из тех, кто смотрел фильм «Чужой», никогда не забудет сцену, показывающую ужин астронавтов: из живота одного из членов команды вырывается наружу ящероподобное существо и стремительно бросается прочь. А некоторые еще жалуются на изжогу!

Это один из наиболее страшных фильмов, но история, которая стоит за жанром ужасов, еще страшнее. В своей книге «Монстры из собственного «я» профессор университета Темпл Майкл Джоунс пишет, что литература ужасов уходит своими корнями в сексуальную распущенность эпохи Просвещения. Мало таких людей, которые бы с бoльшим энтузиазмом восприняли эту распущенность, чем английский поэт Перси Шелли.

Первая жена Шелли покончила с собой после того, как он ее бросил и ушел к Мэри Годвин. Затем Шелли мучил и свою новую жену Мэри и даже принуждал ее спать со своими друзьями. После того, как трагедия следовала за трагедией, Мэри, снедаемая угрызениями совести, разочаровалась в своих радикальных взглядах. Но, пишет Джоунс, она не могла облегчить свою совесть, поскольку не понимала, что такое раскаяние. «Казалось, литературный катарсис был единственным способом» очистить ее душу.

Мэри начала писать книгу «Франкенштейн» - и написала роман ужасов. Джоунс пишет, что история ужасов иллюстрирует тот факт, что нравственный порядок является истиной, и когда мы пытаемся подавить его, он возвращается в наше сознание в виде монстра-мстителя. Это, конечно же, верно в случае с «Франкенштейном». Д-р Франкенштейн хочет изображать из себя Бога, творить жизнь по собственным правилам - так же как и семейство Шелли создало свою собственную сексуальную этику. Но вместо создания новой совершенной особи он породил монстра-убийцу.

Dracula, 1992 Мстительный монстр из собственного «я», как называет его Джоунс, обрел новую форму во время второй фазы эпохи Просвещения - в то время, когда кровь европейцев заразил сифилис. Трагично, что неверные мужья часто заражали своих невинных жен. «Дракула» - роман о вампире, который заражал кровь невинных девушек, - символизирует это смертельное бедствие. Автор «Дракулы», Брам Строкер, сам был болен сифилисом.

Как и в случае с «Франкенштейном», подлинная картина ужасов в жизни автора - сексуальность, оторванная от нравственного закона - «подавлена и заменена монстром, который указывает на истину».

Веком спустя, после разразившейся сексуальной революции, на горизонте появился еще один жаждающий мщения монстр: существо из фильма 1979 года «Чужой». Человек, выбранный для создания монстра, Г.Р. Гигер утверждает, что никогда не пытался устроить аборт для своей любовницы, однако, замечает Джоунс, «его искусство насыщено картинами абортов и мертвых младенцев». В любом случае, пишет Джоунс, для Гигера пресечение деторождения через контрацепцию или аборт «настолько морально значимо, что глубоко врезается в его сознание». И совесть Гигера искала себе выход через создание монстра-зародыша для фильма «Чужой». В конце фильма женщина-астронавт убивает этого монстра способом, очень напоминающим аборт, производимый высасыванием плода.

Эти фильмы предупреждают нас о том, что «секс в отрыве от нравственного порядка, ужасен», пишет Джоунс. Когда мы отвергаем христианскую мораль, то плодим желающих мщения монстров.

Перевел Петуховский К.

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 7 (12) , 2 0 0 0