Т Е А Т Р

Золотая маска в Москве

С 12 по 26 марта 2000 года в Москве проходил Фестиваль "Золотая Маска". 27 марта в Международный день театра состоялось вручение Премии "Золотая Маска"

Знаменательное событие в театральной жизни России - Фестиваль "Золотая маска" - закончился, выявив лучших и наградив вниманием молодых.

Таланты в России есть, и среди получивших "маску" оказались коллективы, только-только пробивающиеся на театральный олимп. Например, "Провинциальные танцы" из г. Екатеринбурга. В номинации "современный балет" Татьяна Баганова, хореограф спектакля "Свадебка" И.Стравинского, заслужила высочайшую похвалу - "золотую маску". Вот что написала "Вечерняя Москва" о спектакле: "Татьяне Багановой удалось сделать, может быть, первый культовый спектакль в новом российском танце, переосмыслив заново и минимализм Стравинского, и уроки дягилевцев: Вацлава и Брониславы Нижинских" Эта победа и признание, конечно же, относятся ко всем членам труппы: Виктория Мозговая (костюмы), Андрей Плешаков (свет), артисты - Мария Козева, Равиль Галимов, Ренат Хасбатов, Ольга Севостьянова, Маргарита Вольфович, Александр Червинский.

Несомненно, маститые и известные коллективы Мариинского (Санкт-Петербург) и Большого (Москва) театров заслужили наибольшее количество наград. В номинации "опера" Мариинский театр завоевал четыре "Золотые маски" за спектакль "Семен Котко": лучший оперный спекакль, лучший дирижер оперного спекакля (Валерий Гергиев), лучшая работа художника оперного спекакля (Семен Пастух), лучший режиссер оперного спекакля (Юрий Александров). В номинации "балет" оба театра заслужили по две награды: Мариинский - лучшая женская роль в балете (Светлана Захарова, "Спящая красавица") и спецпремия музыкального жюри (спектакль "Спящая красавица"); Большой театр - лучшая мужская роль в спектакле балета (Николай Цискаридзе, "Симфония до мажор, Агон") и лучший балетный спектакль ("Симфония до мажор, Агон").

"Золотая Маска" была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты Премии определяются на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов.

Фестиваль "Золотая Маска" в этом году проводился совместными усилиями Союза театральных деятелей, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Российским телевидением, Ассоциацией "Золотая Маска" при поддержке Представительства в Москве Комиссии Европейского Союза, Фонда Сороса, Британского Совета, Гете-Института и помощи спонсоров.

Международная программа Фестиваля включала встречи с мастерами мирового театра. Состоялись лекции, демонстрация мастер-классов ведущих театральных специалистов из России и зарубежных стран. Фестиваль посетили руководители престижных фестивалей и театральных организаций Европы, проводились различные внеконкурсные и клубные программы.

Приветствие международному фестивалю

Мы переживаем знаменательный год перелома тысячелетий. Фестиваль "Золотая Маска" шагнул вместе с российским театром в новый век. Каким он будет? Никто не знает наверняка, но уже понятно, что в российском театре рядом с признанными мастерами вырастает и входит в жизнь новое талантливое поколение, многим из них именно Фестиваль "Золотая Маска" дал путевку в жизнь.

С первого года своего существования "Золотая Маска" стремится показать наиболее интересные и талантливые работы, представить во всей полноте разнообразие российских театральных традиций, школ, режиссерских и актерских индивидуальностей.

Для многих коллективов само участие в Фестивале стало важным событием их творческой биографии - а это, согласитесь, тоже немаловажно!

Поздравляем всех номинантов Премии "Золотая маска" и всех участников Фестиваля, и, конечно, зрителей.

Александр Калягин, Председатель СТД РФ, Георгий Тараторкин, Первый секретарь СТД РФ, Президент ассоциации "Золотая Маска".

СПЕЦПРЕМИЯ: ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

БУШНОВ Михаил Ильич

Родился в 1923 году. В декабре 1942 года был призван в ряды Красной армии, был демобилизован в 1947 году. В 1951 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1951 года - актер Ростовского театра им. Ленинского комсомола.

В 1962 году был приглашен в Театр драмы им. М. Горького, и с тех пор его творческая деятельность неразрывно связана с этим коллективом. Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.

За почти пятидесятилетнюю актерскую деятельность Михаилом Бушновым создано около двухсот ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Событиями стали его работы последних лет: Тевье-молочник в "Скрипаче на крыше" Шалом-Алейхема, граф Глостер в "Короле Лире" У. Шекспира, Барон в "Маленьких трагедиях" А. Пушкина, Верховенский в "Бесах" Ф. Достоевского, Шуйский в "Борисе Годунове" А. Пушкина.

Двадцать шесть лет Михаил Бушнов бессменно руководит Ростовским отделением ВТО-СТД. Как председатель отделения он помогал решению социальных проблем деятелей театра, отстаивал и отстоял интересы Новочеркасского драматического театра, когда его пытались закрыть, бескомпромиссно защищал право театров на постановку "неугодных" пьес. И сегодня Михаил Бушнов по-прежнему активен, полон энергии и творческих замыслов. Это не человек прошлого, не "заложник" биографии, а реальный практик, с которым театр и отделение СТД связывают свои надежды и перспективы.

Важная сторона творческой жизни Михаила Бушнова - педагогическая работа, которой он занимается с 1961 года. Выпустил в своей мастерской 5 актерских курсов.

СПЕЦПРЕМИЯ: ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

ЛЮБИМОВ Юрий Петрович

Родился в 1917 году. В 1934 году был принят в Студию МХАТ-2. В 1936 году поступил в Театральное училище при Театре им. Е. Вахтангова. На сцене этого театра было сыграно более 30 ролей. В 1963 году поставил со студентами третьего курса Театрального училища им. Б. В. Щукина "Доброго человека из Сезуана" Б. Брехта. Этот спектакль стал первым спектаклем любимовской Таганки. Народный артист России, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Государственной премии России.

С "Доброго человека" начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова. Театр на Таганке становится "островом свободы в несвободной стране" (Н. Эйдельман), местом паломничества советской интеллигенции.

С 1975 года Юрий Любимов много работает за границей: в "Ла Скала", "Гран-Опера", "Ковент-Гардене", и в других оперных театрах.

В 1978 году советские власти сорвали готовящуюся в парижской "Гран-Опера" постановку "Пиковой дамы" П. Чайковского. В 1980 году был запрещен спектакль памяти Владимира Высоцкого. Запрещена и следующая постановка "Борис Годунов" А. Пушкина.

В марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства. "Мир облагодетельствован его изгнанием" - так оценена работа Любимова на Западе. Зарубежные постановки Юрия Любимова удостоены высших театральных премий в Австрии, Англии, США, Италии.

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву и восстановил "Бориса Годунова". В 1989 году состоялась премьера "Живого" Б. Можаева. 23 мая 1989 года Любимову возвращено гражданство.

После возвращения в Россию в Театре на Таганке Юрием Любимовым поставлены спектакли: "Пир во время чумы", "Самоубийца", "Электра", "Живаго", "Медея", "Марат и маркиз де Сад" и др.

Всего им поставлено 90 спектаклей. Его творчество признается одним из вершин режиссерского театра ХХ века.

ПЕРЕДОВИЦА | НОВОСТИ ПЛАНЕТЫ | СОБЫТИЯ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | МАСС-МЕДИА | ЗАВИСИМОСТИ | КУЛЬТУРА | АРХИВ

© « У Р А Л Ь С К И Й   В Е С Т Н И К »   № 3, 2 0 0 0