КИНО, КОТОРОЕ УЧИТ НАС ЖИТЬ

Фильм: "ШЕСТОЕ ЧУВСТВО"
Производство: HOLLYWOOD PICTURES, SPYGLASS ENTERTAINMENT, 1999
Режиссер: М. НАЙТ ШЬЯМАЛАН
В главной роли: БРЮС УИЛЛИС

Вы когда-нибудь помогали другим? Наверное, это слишком простой и даже глупый вопрос для большинства тех, кто не раз в своей жизни оказывал помощь и получал ее от других. Взаимопомощь - это не просто слова из публичного выступления, это нечто, связывающее в один узел судьбы разных людей, делающее нас зависимыми от слов и поступков друг друга.

А вы задумывались о том, почему мы помогаем другим? Что определяет наше стремление или, наоборот, отказ сделать это? Является ли это нашим собственным нравственным выбором или стоит выше наших личных решений? Вопросов много, но получат ли они свой ответ? Поживем - увидим, а пока давайте поищем подсказку в новом голливудском фильме "Шестое чувство".

Здесь два главных героя - маленький мальчик, по имени Коул, которого окружающие считают ненормальным, и Малькольм Кроу (Брюс Уиллис) - детский врач-психиатор, который вначале придерживается точно такого же мнения.

Что не так с мальчиком? Он видит и слышит то, чего не видим мы, - людей, которые уже умерли, тех, кто бестелесными духами проходят сквозь наш взгляд, не оставляя в нем никакого отражения, но останавливаются в глазах Коула. Увы, это не добрые феи или изысканные принцы прошлого. К Коулу приходят те, чья жизнь и смерть были далеко не радостными. Их пугающие образы тянутся к мальчику, и его жизнь превращается в сплошной кошмар.

Оставим в стороне теоретические дебаты по поводу возможности подобных явлений, равно как и все обстоятельства появления призраков, и зададимся главным вопросом - зачем, зачем им нужен маленький мальчик? На этот вопрос нам ответит доктор Малькольм. Ему придется через многое пройти и многое пересмотреть в своих взглядах на жизнь и смерть, чтобы понять, что духи существуют, а то, что им нужно от Коула, как бы тривиально это ни звучало, - помощь. Они не требуют чего-то сверхъестественного - воскрешения к жизни или вечного покоя. Им нужно, чтобы кто-то помог им разрешить ту боль или обиду, с которыми они прошли свою жизнь и не расстались до сих пор. И в данном случае неважно, кто перед ними: великий спиритуалист или маленький мальчик. Теперь у Коула есть два пути: один - всю жизнь бегать от призраков, второй - самому пойти навстречу им и предложить свою помощь, и, наверно, вы догадываетесь, ради какого из них стоило снимать этот фильм.

Доктор Малькольм помогает Коулу и вместе со зрителями приходит к пониманию главного для себя момента, что он сам, с самого начала пришел за помощью к этому маленькому мальчику. Пришел, чтобы успокоить свое сердце и свою боль. Это и есть та самая невидимая связь людей и их судеб, превосходящая не только пространство и время, но даже, как показывается в фильме, саму жизнь. Наши дела и поступки связывают всех нас узами любви и счастья или, наоборот, кандалами ненависти и страха, причем выбор между первым и вторым мы делаем сами. Фильм заявляет нам об иной реальности, о некоем пространстве чувств, в котором человек живет со всем тем, что накопил внутри себя. Теперь, узнав об этом, может быть, стоит поберечь чувства друг друга, позаботиться, поддержать, и тогда никто не будет бродить по земле обиженным призраком и пугать маленьких мальчиков. Давайте поможем друг другу, взяв пример с нашего маленького героя, и, быть может, однажды, подобно доктору Малькольму, мы поймем, что тем самым очень помогли себе.

Посмотрите "Шестое чувство" и не пугайтесь мертвецов, они не причинят зла. Мы оставим их с мальчиком, который обещал им свою помощь, а сами подумаем о том, как помочь живым.

Михаил Калмацкий

П Р О З А

Монолог "серьезного" человека

Ну, что за время такое - весна? Душа мечется и порхает! И куда это девается моя собранность? Я же утром создаю покой и равновесие души аутотренингом! Затем с серьезным выражением лица иду на работу, стараясь не отвлекаться...

А на улице весна наступает! Солнце своими лучами щекочет нос - улыбнись! Теплый ветерок руки ласкает - распахни пальто! Затравленно, как собака с костью, оглядываюсь на лужу. Вот провокаторша! Чем больше она растет, тем больше тянет попрыгать в ней вместе с воробьями! Но я делаю волевое усилие, пытаюсь собраться, успокоиться... Боже, где это я? А, отвлекшись, забрел в скверик рядом с заводом. Как он изменился: везде молодая травка, цветочки-листочки пробиваются, птички щебечут! Эх, зайти бы поглубже, лечь и закричать от избытка чувств! Но нет, надо собрать всю волю и следовать своей дорогой! Тьфу, вот уже и у проходной, а серьезности ни на грош. А впереди самое главное испытание!

Все как всегда: "Здравствуй, Маша!" И обычный равнодушный ответ: " Здравствуй, Петя". Ей ничего, а мне опять весь день смотреть в окно и вздыхать. Решаюсь поговорить с любимой по существу и цитирую энциклопедию: "Маша, в Африке встречается дуб, сплошь обвитый лианой. Вот так обнявшись, и живут! Симбиоз!" Маша улыбается. Но, к сожалению, мой предательский язык договаривает и окончание научной заметки: " ... быстрое старение и отмирание дуба - этого исполинского и долгоживущего в других условиях растения, не означает конца симбиоза. Корни лианы остаются на упавшем дереве, а сама она переходит на молодое..." "Петя, возможно, что все мужчины - дубы! Но не все женщины душегубы!" Нет, не идет разговор по существу. Делаю тонкие намеки, пою: "Вся душа моя горит! Вся душа моя трепещет!" Из ее угла доносится "ласковый" ответ: "Черный ворон, что ты вьешься, над моею головой..." Не выдерживаю, срываюсь с места: "Воздуха мне, воздуха!" Забегаю в курилку и прыгающее сердце, задохнувшись, успокаивается! Накурившись и собравшись с духом, иду обратно и читаю в ее глазах ласковый упрек: "Не бережешь себя, Петя!" Тогда я медленно водружаю сигарету себе на губу и гордо шествую в курилку. Процесс курения происходит под девизом: "Ну и пусть! Ну и помру - один конец!" Остаток дня проходит в борьбе гордости с желанием поговорить с Машей. Не выдерживаю, смотрю на нее с мольбой. Но она с презрением отворачивается. Это конец!

Дорога домой тянется, как каторга, а знакомая лужа приглашает утопиться. Дома долго ищу веревку. Поиски прерывает телефонный звонок. Снимаю трубку, отметив, что повешусь на проводе и слышу приказ Маши: "Петя, мы сейчас идем в кино!" "Да!!!" - кричу в ответ.

После свидания, я, пьяный от счастья, танцевал в луже, разбрасывая в разные стороны сигареты. С того дня, ваш покорный слуга, не курит, не пьет, не встречается со старыми друзьями, и, вообще, все делает с разрешения Маши.

Весна, что же ты делаешь с серьезными людьми!

Павел Отставнов

М У З Ы К А

Молодая екатеринбургская рок-группа "Свежий Ветер" недавно порадовала своих поклонников тремя новыми песнями: "Крик", "Свежий ветер" и "Старый город". Хочется рассказать об одной из них отдельно. "Крик" - песня, посвященная памяти Юла Бринера, известного американского актера умершего от курения. Умирая, он призвал людей навсегда отказаться от этой пагубной привычки. Слова припева звучат как предупреждение:

"Жизнь прошла стороной, и лишь пустая пачка со мной да сырая земля. Окружен темнотой, я кричу сам не свой: "Эй, живые не губите себя!"

В ближайшем будущем музыканты намерены записать еще четыре песни, выступать с концертами в Екатеринбурге и других городах Урала и в этом году записать новый альбом. Пожелаем им успехов.

Сергей Калинин

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Британские ученые сделали открытие, которое уже называют революционным. Оказывается, что работа на молекулярном уровне организмов человека и мухи исключительно схожа. Микробиологам удалось полностью расшифровать генный код, так называемой, уксусной мушки и выстроить биохимическую формулу лабораторного воспроизводства этого трехмиллиметрового существа - и в итоге оказалось, что гены мухи и человека исключительно похожи - это открытие позволит получить высокоэффективные лекарства против раковых и других заболеваний.
* * *
Президент Франции Жак Ширак торжественно открыл в центре Парижа новый памятник под названием Стена мира-2000. Он установлен на Марсовом поле, напротив Эйфелевой башни. Памятник представляет собой арку, облаченную в нержавеющую сталь, стекло и дерево. Длина монумента 16 метров, высота 9. На двух стеклянных сторонах стены начертано слово "мир" на тридцати двух языках. На стенах арки есть ячейки, где посетители могут оставлять записки с просьбами и посланиями. Стена Мира простоит на Марсовом поле 3 месяца, а затем ее перенесут к зданию штаб-квартиры ЮНЕСКО во французской столице.

Эхо Москвы

ПЕРЕДОВИЦА | НОВОСТИ ПЛАНЕТЫ | СОБЫТИЯ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | МАСС-МЕДИА | ЗАВИСИМОСТИ | КУЛЬТУРА | АРХИВ

© « У Р А Л Ь С К И Й   В Е С Т Н И К »   № 3, 2 0 0 0