Передовица


     

Передовица  
Общество  
Третий
сектор
 
Молодежь  
Семья  
Зависимость  
Увлечения  
Культура  
Архив  
Напишите нам

 

Ёлочка, зажгись!


Лев Корнев
УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК

Рождественская елка, украшенная свечами, гирляндами, пряниками и стеклянными шарами, не является древней традицией. Скорее, наоборот, традиция это относительно новая. Как же тогда стало возможным ее распространение не только в большей части Европы, но и в Америке?

Этого никогда не произошло бы, если бы зеленые ветви и деревья не занимали столь существенное место во всех календарных праздниках. Зеленая ветка, прутик, расцветшая веточка отображали, с одной стороны, мифическое представление о зеленом растении как символе жизни и процветания, с другой стороны - христианское представление райского древа жизни и древа познания добра и зла.

В средневековье на рождественские праздники костелы украшали веточкой с яблоком - в память прародителей, Адама и Евы. Это было связано с рождественскими играми, которые в то время проводились в храмах. В цикле небольших сценок про Рай дерево всегда занимало особое место. Отголоски этих представлений сохранились в национальных культурах до настоящего времени.

Предшественниками нынешней новогодней елки были веточки или верхушки хвойных деревьев, прежде всего ели. Называли их «счастьем», поскольку они символизировали собой счастливую, благополучную жизнь. Хвойными ветками украшали на Рождество не только дом, но также дверные проемы коровников, хлевов и ульев, чтобы в новом году во всех делах сопутствовала удача. В культуре земледельцев можно заметить, что зеленым растениям приписывалась магическая сила. По этой причине хвою после Рождества хранили и использовали для лечения, подстилали её под кур или же сыпали на растения, которые приносили плохой урожай.

Рождественская елка - это наследство городской культуры. Первые письменные документы об использовании большого освещенного дерева находятся в бремской хронике и датируются 1570 годом. Поставили это дерево в цеховом доме для детей цеховых мастеров. Постепенно елка покинула цеха и поселилась в мещанских домах и в домах высокопоставленных чиновников. Будучи модной новинкой, елка вскоре нашла свое место в аристократических домах и королевских резиденциях. Во дворе австрийского кесаря она впервые засияла в 1816 г. Хотя первыми ставили елочку протестанты, очень быстро ее приняли и католические, и православные семьи. Елка стала центром совместного празднования, поэтому ею украшали рестораны, школы, приюты и больницы.

В школах, приютах и больницах наряжали елку с благотворительными целями, поскольку в праздновании обычно принимали участие «отцы города». Нередко на Рождество встречались члены разных клубов вместе со своими семьями. На распространение новогодних елок значительно повлияло возвращение солдат с первой мировой войны, которые при елочке проводили Рождество и Новый год как во время боевых действий, так и в лазарете во время выздоровления.

Постепенно стали наряжать елку и в деревенских домах. Для этого использовались разнообразные украшения: гирлянды, шары, свечи, готовились подарки. Дети стали писать письма Деду Морозу, Санта Клаусу, чтобы они принесли им под елку подарки. Взрослые старались тайком нарядить елку, и этот волнующий момент сюрприза до сих пор переносит нас в атмосферу сказки ...

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. Этот праздник с елкой (хотя при Петре Великом елку не украшали, а украшали лапы, веточки), украшениями, карнавалами очень полюбился русскому народу. Теперь это один из самых любимых наших праздников. А знаете ли вы, что раньше вместо елки украшали другие деревья? Например, вишни, специально выращенные в кадках. Но и традиция украшать елку тоже является достаточно древней, она насчитывает свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях угощения-подарки, пытались задобрить этих духов. Ну, а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, «мировым древом», символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев или другие символические предметы, например:
яблоки - символ плодородия
орехи - непостижимость божественного промысла
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Как известно, обычай на Руси украшать жилище елочными ветками тоже пошел с Петра I. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Общественные елки в столице появились только в 1852 году. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских, и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда рождественская елка как религиозный символ была запрещена на целых 17 лет. В 1935 году елка была разрешена, но только с 90-х годов XX столетия елка в России стала одновременно символом и Нового года, и Рождества.

В Чехии и Словакии с огромным нетерпением этого праздника ждут молодые девушки, ведь именно в ночь перед Рождеством они узнают, выйдут ли замуж в этом году или нет. Средством гадания служит... домашняя тапочка, которую они должны бросить через голову по направлению к двери. Если тапочка упадет носком к двери - в скором времени появиться и жених, а если по направлению к комнате - невесте придется дожидаться еще 1 год.

Новогодние праздники в Италии довольно упрощены. Старые традиции соблюдаются редко, в основном в деревнях. В день перед Рождеством работают только до обеда, а после обеда украшают елки и готовят подарки.

В стране восходящего солнца - Японии - все жители городов и сел утром 1 февраля выходят на улицу встречать восход солнца. Когда первые солнечные лучи озаряют землю, японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками. А вечер принято проводить в кругу семьи. И чтобы не пускать злых духов к себе в дома, они перед входом в дом вешают венки из соломы.

В другой восточной стране - Вьетнаме - Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы зажигают костры в парках, садах или на улицах. Около них собираются несколько семей, на углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды, ведь Новый год - это праздник дружбы!

Очень красиво во время празднования Нового года в Китае. Вся страна похожа на большой светящийся шар. А происходит это потому, что во время праздничной процессии, которая протекает по улицам Китая в новогоднюю ночь, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год.

В Монголии Новый год совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные соревнования, состязания на ловкость и смелость. Даже Дед Мороз приходит у них в одежде скотовода.

В Бирме Новый год наступает в самое жаркое время года, и его приход отмечается так называемым «фестивалем воды», когда люди при встрече поливают друг друга водой. Традиция обливания водой - это своего рода пожелание счастья в Новом году.

А в Иране Новый год встречают 21 марта. Там люди за несколько недель до Нового года высаживают в небольшие горшочки зерна пшеницы. К Новому году они всходят - это символизирует начало весны и Нового года.

Очень красивы новогодние обряды в Индии. Люди украшают себя розовыми, красными, белыми цветами. У индусов существуют особые правила дарения подарков. Например, подарки для детей кладутся на специальный поднос. Утром детям закрывают глаза и подводят к этому подносу.

  конференция

Культура мира в 21 веке


Нина Поспелова
"Детский орден милосердия"

Подошел к концу 2000 год, год очень насыщенный и яркий. Одним из значимых событий для меня в этом году стало приглашение на Всероссийскую конференцию «Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество», которая проводилась 23-24 декабря в г. Москве.

Событие это, скажу сразу, неординарное. В его работе приняли участие 250 человек со всей России: ученые, политики, лидеры НКО, которых волнуют проблемы гражданского общества, мира на земле, образования и воспитания, нравственности и духовности человека.

Одним из самых содержательных и интересных выступлений был доклад президента Международного фонда образования, д-ра Сок Чун-Хо (Ю. Корея). «Организация Объединенных Наций, - говорил д-р Сок, - объявила 2000 год Международным годом культуры мира, а следующее десятилетие – Международным десятилетием культуры мира, особо подчеркивая необходимость отказа от насилия. Термин «культура мира» призван подчеркнуть значение внутренних факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира. Можно сказать, что именно в этом выражается различие между понятиями «культура мира» и «миролюбивая политика». Культура мира подчеркивает важность совести и сознательности человека или группы людей, представляющих определенные взгляды или образ жизни. Посредством культуры мира мы можем глубже проникнуть в человеческую природу, понять корень человеческих конфликтов и страданий».

Среди других тем, обсуждавшихся на конференции, можно выделить Декларацию тысячелетия ООН, роль гражданского общества, социальное значение семьи, установление межрелигиозного диалога, роль НКО в установлении культуры мира.

С докладами выступали такие видные ученые, как доктор педагогических наук, профессор Б.П. Битинас (Вильнюсский педагогический университет); доктор филологических наук, профессор П.А. Николаев (МГУ, филологический факультет); профессор Л.М. Панкова (Ленинградский государственный областной университет, кафедра валеологии) и другие.

Для меня как для педагога, руководителя детской общественной организации «Детский Орден Милосердия» («ДОМ») эти выступления были очень ценными, поскольку наша организация ставит одними из главных задач возрождение лучших общественных традиций благотворительности, воспитание нравственности, сострадания и милосердия, становление гражданской позиции личности ребенка. Данная конференция заставила меня задуматься над вопросом: а все ли необходимое мы делаем? И делаем ли правильно? Ведь только благополучно состоявшаяся личность может быть счастлива и свободна, полноценно реализовывать себя, в том числе и в благородной деятельности. Благополучие же во многом зависит от всех социальных факторов, среди которых одним из важнейших является семья.

К сожалению, наши образовательные учреждения и общественные организации еще мало, на мой взгляд, затрагивают данную составляющую формирования личности. Увы, но мы пока готовим хороших организаторов, лидеров общественных движений, развиваем творчество, интеллект, коммуникативность, но практически совсем не учим быть хорошим семьянином. А ведь семья – это основа основ. Если не делать попытки разрешения проблем, стоящих перед семьей, то мы упустим подрастающее поколение и наше общество будет и дальше «болеть».

Конференция утвердила меня в том, что образовательная программа ДОМа «Школа юного социального педагога» и наша практическая деятельность должны подвергнуться определенной корректировке, прежде всего в связи с проблемами семейного образования. Это разработка и включение в программу курса по подготовке старшеклассников к самостоятельной семейной жизни, вовлечение родителей в более активную совместную деятельность.

После таких встреч сразу хочется творить, делать что-то на более высоком уровне, появляются новые контакты, приобретается опыт.

© « У р а л ь с к и й   В е с т н и к »   № 7 (12) , 2 0 0 0