КТО ЕСТЬ КТО?  

АНГЕЛ СМЕРТИ

Сокращенный перевод с английского по книге ДЖОРДЖА ГРАНТА "Killer Angel", издательство "Просветитель", Москва, 1997

Ее биография подводит к ответу на вопрос: каким образом в странах "торжествующей демократии" существует организация, унесшая, по самым приблизительным подсчетам, два с половиной миллиарда человеческих жизней?

Международная Федерация Планирования Семьи - это старейшая в мире, величайшая в мире, лучшим образом организованная корпорация, внедряющая аборты и контроль над рождаемостью в мировом масштабе. Как гласит "Ежегодный отчет Американской Федерации Планирования Семьи за 1992 год", работа Организации ведется в 134 странах всех континентов (филиал МФПС в России - Российская Ассоциация Планирования Семьи (РАПС) - открытый в 1991 г., ныне имеет свыше 50 отделений во всех крупных городах и работает в школах, сотрудничая с Министерством здравоохранения - примеч. ред.).

Только в США в 922 спецклиниках и 167 филиалах, раскинувших свою сеть от побережья до побережья, трудятся более 20 тыс. человек штатного персонала и добровольных помощников. Комфортабельная и оборудованная по последнему слову техники штаб-квартира в Нью-Йорке, центр правового обеспечения в Вашингтоне, пункты работы с общественным мнением в Атланте, Чикаго, Майами и Сан-Франциско, официальные международные центры в Лондоне, Найроби, Бангкоке, Нью-Дели; налоговая декларация 1992 года оглашает 192,9 млн. долл. основного капитала, 108,2 млн. долл. капитальных вложений и 23,5 млн. долл. чистой прибыли. Это только в США, а вместе с национальными отделениями всего мира годовой бюджет этой "некоммерческой организации" равен более чем миллиарду долларов.

А началось все с крошечной подпольной клиники на бруклинской окраине, обслуживаемой энтузиастами социалистического и анархистского толка, возглавляемой Маргарет Зангер.

Каким образом удалось двадцатилетней медсестре-недоучке раскрутить эту гигантскую машину? И наоборот: не отразился ли характер и личная судьба основательницы на структуре и стратегии Ассоциации? Что это, в конце концов, за человек, умудрившийся всю жизнь - все тридцатые, сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы - с высокой трибуны проповедовать слегка видоизмененные идеи Гитлера, Сталина, Мао и не подвергнуться не только уголовному преследованию, но даже и простому журналистскому разоблачению? Ответ на эти вопросы, возможно, подведет нас к ответу еще на один: каким образом в странах торжествующей демократии легально функционирует организация, унесшая, по самым приблизительным подсчетам, два с половиной миллиарда человеческих жизней?

ИСТОКИ

Маргарет Зангер родилась 14 сентября 1879 года в маленьком промышленном городке Корнинге под Нью-Йорком, в семье ирландских эмигрантов. В семье, кроме Маргарет, было пятеро детей; впоследствии родилось еще пятеро.

Жила семья бедно и как-то тускло. Отец, бывший некогда католиком, работал каменщиком - и пил, пил... В пьяном и полупьяном виде Майкл любил "вольнодумствовать" и поучать детей в цинично-атеистическом духе, разрушая скромные результаты педагогической работы матери. Уже будучи взрослой, Маргарет не могла даже на поезде проехать мимо мест, где прошло ее безрадостное детство - у нее тотчас начинался приступ "корнингита".

Как только представилась возможность, Маргарет покинула лоно семьи и поступила в колледж Клэйврэк - маленький, недорогой, уютный - мечта среднего американца.

Как ни демократичны были порядки в колледже и как ни низка была плата за обучение, Маргарет, вкусившая вольной жизни, то есть радикальной кружковщины и свободного секса, вскоре перестала выполнять даже эти умеренные требования. Клэйврэк пришлось оставить...

Маргарет поступила на работу воспитательницей в детский сад. К счастью для детей и их родителей, она не задержалась на этом месте и через полгода перешла работать ученицей медсестры в одну из провинциальных больниц.

Больничная работа оказалась еще утомительнее и однообразнее детсадовской. Маргарет так и не завершила курса стажировки. Все слова ее "Автобиографии" (Ныо-Йорк, 1938), представляющие ее "хорошо обученной и опытной медсестрой" - чистая выдумка. На самом деле, максимум на что она была способна как медик даже в пору расцвета своего профессионализма - сменить простыню, вынести судно и сходить позвать заведующую.

Естественно, все это ей мало подходило.

В те пуританские времена для бедной и не слишком работящей девушки достойный выход был один - она и вышла за мешок с деньгами.

ЗИМА РАЗОЧАРОВАНИЙ

Уильям Зангер не был тем, что называется "богач", но он был обеспечен, занимал престижное место в процветающей архитектурной фирме и успел даже сделать себе имя постройками в Нью-Йорке.

Зангеры поселились в симпатичной квартире на Манхэттене и зажили "семейной жизнью". Но роль "хранительницы домашнего очага" нагоняла на Маргарет еще большую хандру, чем работа воспитательницей или медсестрой. Несмотря на все попытки мужа разнообразить ее жизнь - включая такую неординарную, как постройка дома на Лонг-Айленде по оригинальному проекту, - она затосковала.

Вскоре и с небольшими перерывами у нее родились дети: два мальчика и девочка. Но так как выяснилось, что воспитание их совсем не похоже на собирание фарфора и требует от матери каких-то особых душевных качеств и значительных дополнительных усилий, дети были поручены теткам и воспитателям.

После десятилетия безуспешных попыток вжиться в роль домашней хозяйки Маргарет вынуждает мужа продать дом в пригороде вместе со всем скарбом и переселиться обратно на Манхэттен, в сердце города.

В то время Ныо-Йорк буквально кипел "левыми" идеями всех сортов, от пролетарской революции до суфражизма и анархизма. Маргарет с радостью окунулась в этот дотоле незнаемый мир.

Однажды она услышала ораторствовавшего Джона Рида - и он потряс ее, как девять дней - мир.

Судьба Маргарет была решена. Она объявила о разрыве со своим буржуазным прошлым, превратила квартиру на Манхэттене в почти круглосуточно действующий клуб "левых", где за пивом с сосисками обсуждались проекты социально-политического переустройства мира.

И, кроме того, Маргарет впервые в жизни осмысленно взяла книгу в руки. Этой книгой стал "Капитал".

ВОИТЕЛЬНИЦА

К началу десятых годов ХХ века под крылышком Социалистической партии Америки приютились практически все экстремистские силы: радикальные республиканцы, реформисты-унитарии, "Рыцари труда", анархисты, популисты, суфражистки, коммунисты и т.д. Когда Маргарет в 1912 году вступила в Социалистическую партию, это была мощная политическая сила, добившаяся на местных выборах значительной победы: 1200 государственных должностей в 33 штатах, 160 городов Америки занимали ставленники партии, насчитывавшей к этому времени более 116 тыс. членов.

Наряду с блестящей ораторской техникой отдельных деятелей, таких как Рид или Юджин Деббс, впоследствии с восторгом восклицавшего: "Я - большевик!", наряду с пафосом всеобщего разрушения, Маргарет привлекала в Социалистической партии и сексуальная программа суфражизма, "свободная любовь", государственный контроль над рождаемостью - это было то, что надо.

Между тем, Билл Зангер начинал проявлять беспокойство. Поначалу он только радовался, что жена его нашла себе дело по душе и темпераменту, но вскоре постоянный разгром в квартире, вечное пребывание детей на дачах соседей и знакомых, а Маргарет - на митингах и заседаниях, стали его утомлять.

В конце концов, когда его жена объявила себя сторонницей Эммы Гольдмэн, Уильям решил дать задний ход, порвать с социалистами и вытащить Маргарет из радикального омута. Но было слишком поздно.

КУМИР

Эмма Гольдмэн была пламенной революционеркой со связями по всему миру: с большевиками - в России, с фабианцами - в Англии, с немецкими анархистами и французскими мальтузианцами. Она выступала с лекциям по всей Америке, собирая восторженные толпы и обсуждая абсолютно все: от необходимости "свободной любви" до "благородного провокаторства", от язв капитализма до высокой добродетели насилия, от опасностей демократии до контроля над рождаемостью.

Жила она продажей своего анархического журнала "Мать сыра земля" и распространением листовок, пропагандировавших контрацепцию и свободу секса.

Маргарет сразу стала по отношению к Гольдмэн в позу покорной ученицы. Она буквально впитывала каждое слово, под руководством Эммы штудировала тома из ее библиотеки - Кропоткин, Ленин, Нечаев, Бабеф... И более глубоко - Руссо, Вольтер... И в то же время - семитомные "Исследования по сексуальной психологии" Хэйврока Эллиса (запомним это имя!).

Маргарет изучила тактику революционной борьбы на конкретных примерах России, Австрии, Франции и Польши.

Что всегда отличало Маргарет, так это стремление к практической - причем немедленной - реализации радикальных идей. Осознав себя революционеркой, она заявила мужу, что порывает со всеми установлениями "христианского капитализма", в том числе - с ярмом супружеской верности, и предложила Биллу поэкспериментировать в области свободного секса. Уильям был убит. В отчаянной попытке спасти семью он нанял коттедж в деревне и увез туда Маргарет и детей - проветриться от социалистического угара.

Когда они вернулись в Нью-Йорк, Маргарет с сексуальной революции в действии переключилась на стачечную борьбу.

Вскоре она стала завсегдатаем вечеринок Мэйбл Додж, молодой разведенной особы из Парижа.

На этих вечеринках "левые" интеллектуалы собирались обменяться мнениями, поспорить и просто изысканно поужинать. Темой выступлений Маргарет всегда был секс. Для нее сама социальная революция была лишь продолжением революции сексуальной, а объединение пролетариев всех стран в единую семью должно было создать условия для раскрепощения ранее подавляемых естественных чувств.

Правда, путь к этой всеобщей радости лежал через человеческие жертвоприношения, но на этом внимание не акцентировалось.

Окончание в следующем номере.

См. также Книга "Любовь, жизнь, семья"

ПЕРЕДОВИЦА | МАСС-МЕДИА | МИР БЕЗ НАРКОТИКОВ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | КТО ЕСТЬ КТО | ПРАВО | КУЛЬТУРА