П Р А В О  

Как долго будет продолжаться религиозная рознь?

Инга Папоян,

"УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК"

Наша страна, пережившая многие потрясения, проходит сегодня через особый исторический отрезок судьбы. Именно сейчас, на рубеже тысячелетий, решается вопрос: будет ли Россия с Богом или опять будет разделена и скована противостоянием различных религиозных культов. Но прежде необходимо хорошо разобраться в сути проблемы, а главное помнить, что споры о том, какая религия "лучше", не раз перерастали в кровопролитные войны.

16 июня в Москве состоялась встреча верховного комиссара ООН по правам человека Мери Робинсон с руководителями ряда религиозных организаций России. Участники встречи представили доклады о положении российских верующих после принятия и вступления в силу нового закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Депутат Государственной Думы РФ, председатель Палаты по правам человека Политического консультативного совета при президенте РФ Валерий Борщев заявил: "Закон ущемляет права верующих всех конфессий", указав на дискриминационные положения закона, особенно в статье 27, и на неправомерность отношения государства к религии как к "управляемой идеологии".

На встрече были представлены факты правонарушений по отношению к тем или иным конфессиям после принятия данного закона и в процессе перерегистрации организаций. Например, в регистрации было отказано Ордену иезуитов, некоторым монашеским орденам католической церкви, а из 1300 организаций пятидесятников была перерегистрирована только десятая часть.

Недавно на основании этого закона была предпринята попытка запретить московскую общину Свидетелей Иеговы по обвинению в разжигании религиозной розни. Но так как состава преступления не оказалось, судебный процесс над Свидетелями превратился в богословский диспут о несовпадении их трактовки Библии с традиционной православной. Кстати, прокуратура уже четырежды пыталась привлечь Свидетелей Иеговы к уголовной ответственности и всякий раз вынуждена была прекратить дело из-за отсутствия состава преступления.

25 июня в С.-Петербурге группа православных верующих во главе со священником Алексием Масюком устроила пикет протеста у входа на стадион "Петровский", где в этот день начал свою работу областной конгресс Свидетелей Иеговы. Участники пикета встречали выходивших со стадиона Свидетелей православными молитвами и пением анафемы "сатанистам и христопродавцам".

По словам пастора баптистской церкви Петра Абрашкина, после принятия закона о свободе совести представители протестантских организаций получают отказы в посещении больниц, аренде помещений и распространении литературы. Известен факт даже физического нападения на последователей Церкви адвентистов седьмого дня, а кришнаиты подверглись резким нападкам со стороны СМИ. После принятия закона Обществу сознания Кришны было отказано в получении земли под строительство храма.

А вот что содержится в сообщении, полученном нами по эл.почте (речь идет о судебном процессе по иску Межрегионального комитета по спасению от тоталитарных сект к Вузовской Ассоциации по изучению Принципа г. С.-Петербурга, являющейся нерелигиозной организацией ориентированной на Философию Объединения): "Четыре года назад, 21 июля 1995 года, этот комитет обратился в Дзержинский народный суд г. С.-Петербурга с требованием возместить моральный ущерб в сумме 20 млрд. рублей, якобы причиненный их совершеннолетним и дееспособным детям в связи с их участием в деятельности организации. Требуемая ими сумма неоднократно возрастала и в конечном итоге составила 60 млрд. рублей. Они также требовали ликвидировать саму организацию, которая, по их утверждению, зомбировала своих членов вплоть до нарушений функций головного мозга, разрушала "генофонд нации, препятствовала Российскому государству выполнять свои конституционные обязанности".

Дети председателя антикультистского комитета и двух ее заместителей согласились на проведение судебно-психиатрических экспертиз. Эксперты-психиатры установили, что они здоровы и, более того, их приход в студенческую организацию обусловлен семейными проблемами, возникшими задолго до ее появления.

Антикультистская деятельность активно поддерживается некоторыми органами власти города. Так в течение всего времени судебного процесса комитет получал значительные денежные средства непосредственно из бюджета мэрии г. С.-Петербурга. Именно деньги, равно как и стиль руководства председателя комитета Н.К. Русских, является причиной разногласий его членов. Значительная часть и без того немногочисленного комитета покинула его. Это связано не только с внутренними проблемами в руководстве, но, прежде всего, с осознанием многими того факта, что деятельность комитета фактически связана с разжиганием религиозной розни и углубляет конфликт между родителями и детьми.

21 июня 1999 г. Дзержинским народным судом дело четырехгодичной давности было прекращено.

В настоящее время председатель комитета Н.К. Русских и ее заместитель Н.В. Бабкин подали заявления частного характера о взыскании с ВАИП по 20 млн. рублей по тем же самым основаниям.

Суд отклонил их иск, установив, что их совершеннолетние дети "самостоятельно и добровольно, без принуждения стали верующими людьми", в соответствии с гарантированным им Конституцией и международными нормами правом на свободу совести".

Подобных случаев в последнее время становится все больше и больше, и похоже религия, вместо того, чтобы служить культурному возрождению общества, становится источником его растления и распада. Как сказал Александр Малашенко, представитель Московского центра Карнеги, на Международной конференции "Терпимость в гражданском обществе: против национального и религиозного экстремизма, ксенофобии и антисемитизма", источником "религиозных фобий", объектами которых являются протестантизм, католичество и новые религиозные движения, является, прежде всего, позиция современного православного духовенства, "не признающего никого, кроме себя". "Недостаток профессионализма у православных священнослужителей, их неумение работать с людьми приводят к тому, что они боятся появления рядом с ними активных деятелей других кон-фессий", - говорит А. Малашенко.

Возможно, прежде чем бороться против кого-то, в первую очередь необходимо отказаться от личных амбиций и обратить внимание на то, что действительно представляет угрозу построению культурного демократического общества. Как пишет в своей статье "Уроки сектоведения" Александр Нежный ("Московские новости" №1, 1999 г.), "беда наша в том, что мы всех вокруг - а уж своих и подавно - хотели бы видеть похожими на себя. Но стричь всех под одну гребенку принято либо в армии, либо в лагере. Свободный человек и должен быть другим, а разнообразие есть почва, питающая высокую культуру".

Так депутаты парламентской ассамблеи Совета Европы, одобрившей документ, посвященный противозаконной деятельности сект, признали религиозный плюрализм естественным продолжением свободы религии и нейтралитет государства - "основополагающей гарантией против всякой дискриминации". А защищать общество надо от "негуманного обращения, насилия, отсутствия медицинской помощи, промывания мозгов и запрета на посещение учебных заведений".

Русское православие имеет очень глубокую, богатую духовностью историю, заслуживающую уважения и почитания. Но что может с ним произойти, если осуждая "модернизм" и "обновленчество" внутри самой Церкви, оно приписывает к еретикам и сектантам протоиерея А. Меня, протоиерея А. Шмемана, Н.А. Бердяева, С.С. Аверинцева, священника Г. Кочеткова? Доктор юридических наук, профессор И.Л. Петрухин пишет ("Личные тайны", Москва, 1998 г.), что агрессивное отношение Московской патриархии к другим религиям и конфессиям при поддержке власти - это само отрицание свободы совести и квалифицируется как разжигание религиозной ненависти.

Мы можем продолжать и дальше отстаивать приоритет своей религии, своей национальности и т.д., но ведь в истории когда-то уже были Средние века, инквизиция, репрессии, неужели мы возвращаемся назад?

 

Ф А К Т Ы  

Итоговое заявление

Православной сибирской международной

научно-практической конференции

“Тоталитарные секты в Сибири”

(10-13 января 1999 года, г. Белокуриха Алтайского края)

Мы, участники... конференции..., выражаем глубокую озабоченность практически бесконтрольной аморальной прозелитствующей вербовочной деятельностью, предпринимаемой целым рядом деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций, широко известных как “тоталитарные секты”...

Мы со всей ответственностью заявляем, что Православная Церковь не может вести диалог с такими экстремистскими группами, как “Общество сознания Кришны”...

Мы выражаем глубокое наше неприятие деятельности так называемого “Богородичного центра”... Эта изуверская человеконенавистническая тоталитарная секта в последнее время стремится мимикрировать под Православие...

Мы, православные христиане со всех концов России, единодушно свидетельствуем об антихристианском, антигуманном и деструктивном характере таких международных псевдорелигиозных и чрезвычайно агрессивных корпораций, как “Церковь объединения” Муна и “Церковь сайентологии” Хаббарда (дианетика)...

Мы свидетельствуем о коренном искажении Евангелия, происходящем в так называемой “Новоапостольской церкви”.

Мы обращаем внимание на оккультный характер неоязыческой секты, называющей себя “Церковь Иисуса Христа святых последних дней” (мормоны)...

Мы свидетельствуем об изуверском, человеконенавистническом и деструктивном характере секты “Свидетели Иеговы”...

Мы свидетельствуем о том, что оккультно-магический характер вероучения и практики различных принадлежащих к “Движению веры” групп (например, таких, как “Живая вода”, “Новая жизнь”, “Живой родник”, “Слово истины”,... “Слово жизни” и т. д.) вообще ставит их за рамки христианского мира.

Мы свидетельствуем о деструктивном характере таких коммерческих культов, как “Гербалайф”, “Ам-Уэй”, и о тяжелых последствиях для личности всех, попавших в подобные пирамидообразные секты...

Мы не можем молчать и перед лицом активного антихристианского движения, включающего в себя теософию, антропософию, “Живую этику” Рерихов, различные проявления так называемого русского космизма и культы “Новой Эры”...

Мы подчеркиваем, что русская культура, русская государственность и жизнь нашего народа немыслимы без Православия...

Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу “Вальдорфской педагогики”.

В частности, мы выражаем серьезную озабоченность введением в школах программ так называемой валеологии, являющейся оккультным религиозным движением с неоязыческими корнями, а также проникновением в российские образовательные учреждения членов тоталитарной секты последователей безграмотного душевнобольного лжеучителя Порфирия Иванова...

Центр Иринея Лионского

 

К О М М Е Н Т А Р И И  

Уполномоченный по правам человека призывает соответствующие органы "отразить накат волны экстремизма"

Компетентные государственные органы должны в нынешних условиях предпринять все усилия для того, чтобы отразить накат волны экстремизма, направленного против церквей, священнослужителей, верующих - с таким заявлением выступил Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов.

"Всем верующим, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, международно-правовыми обязательствами России, должно быть обеспечено право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений", - говориться в документе, распространенном пресс-службой Уполномоченного. По мнению О. Миронова, за нападениями на священнослужителей, осквернением святых мест, похищениями церковных ценностей, взрывами храмов прослеживается намерение "взорвать общественный порядок, погрузить страну в гущу межконфессиональной розни".

Благовест-инфо

См. также  Справка "УВ"   Закон   
ПЕРЕДОВИЦА | МАСС-МЕДИА | МИР БЕЗ НАРКОТИКОВ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | КТО ЕСТЬ КТО | ПРАВО | КУЛЬТУРА