С О О Б Щ Е Н И Е  

Журналистская этика и доверие читателей

Прочитано на международной конференции "Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистической России", Санкт-Петербург, 18-19 апреля 1998 г.

Энн Олсон

ФОНД ПОДДЕРЖКИ НЕЗАВИСИМЫХ СМИ

 

В Америке существует свобода прессы, это является частью нашей конституции. Законов, контролирующих деятельность журналистов, у нас очень мало, и так же мало органов, указывающих, как мы должны работать. Мы пытаемся качеством своей работы сделать так, чтобы не было необходимости прибегать к этим законам.

Итак, этика, по-моему, - это то, что вы делаете, когда никто не смотрит. Это то, как вы поступаете, в соответствии со своими представлениями о честности. Этика газеты выражается в том, как эта газета работает с точки зрения нравственности и профессионализма.

Я живу и работаю в России немногим больше года. В течение года я ездила по стране и встречалась с представителями разных газет и с журналистами, а также проводила семинары для редакторов газет на темы этики, организации работы в газете и других вопросов журналистики. Мое сообщение на сегодняшней конференции основано на моем опыте работы в течение года, который я провела в России.

Многие журналисты, работающие в газетах, жаловались мне на то, что падает тираж, и делились своими соображениями, почему это происходит. Я нашла многие причины этому в том, как работает российская пресса, и это помогает мне понять, почему российские читатели не читают сегодня газет так, как они делали это раньше. Многие винят в этом экономику, многие говорят о том, что у людей не хватает денег на то, чтобы выписывать газеты, что газеты слишком дороги, но я вижу примеры поведения и работы журналистов, которые объясняют, почему люди не доверяют российской прессе и почему журналисты, вместо того, чтобы привлекать, отталкивают читателей.

В течение этого года я видела примеры работы журналистики ради самой журналистики. Например, сегодня утром я посмотрела проект минимальных требований, и там в первом параграфе написано, что "Целью деятельности профессионального журналиста является обеспечение заработка путем предоставления потребителям результатов его труда".

Перед тем, как сюда приехать, я на прошлой неделе села к компьютеру и просмотрела в Интернете все существующие кодексы журналистской этики, около 25 стран, многие из которых - бывшие советские республики, и в том числе Российский кодекс этики, составленный Союзом журналистов. Это практически единственный кодекс из тех, что я видела, в котором ничего не сказано о праве граждан на информацию.

Во втором предложении данного проекта говорится о реализации права граждан на информацию. Отсутствие заинтересованности в осуществлении права граждан на информацию, на мой взгляд, является главной особенностью российской прессы, и это беспокоит меня больше всего в отношении журналистской этики.

Второе, с чем я столкнулась - это журналистика исключительно ради выгоды: упор на скандалы, сенсационность преступлений, активное преследование целей желтой, бульварной прессы - это существует по всей России. Так же, как и мнение, что заработать деньги важнее, чем донести до читателей информацию о мерах безопасности, о том, что делается в правительстве, желание преподнести скандальные факты вместо того, чтобы подавлять скандалы... Приоритет выгоды - это еще одна этическая проблема, которую я постоянно замечаю в российской журналистике.

Третье - это использование официальной информации и нежелание отступить от официальной картины событий. Я понимаю, что в России нелегко получить информацию помимо официальной, но я вижу в российских журналистах нежелание писать о реальной жизни россиян, брать интервью у реальных людей, пытаться служить зеркалом жизни в различных срезах общества, пытаться быть инструментом, с помощью которого граждане России могут лучше послужить новой демократии. Я вижу, что российские газеты постоянно полагаются на официальную информацию и даже публикуют ее, не проверяя факты, не удостоверившись в том, что она соответствует действительности.

Я заметила у журналистов стремление оказать влияние на людей, обладающих властью или деньгами, взывать в качестве миротворцев или просителей к местным государственным органам, контролирующим доступ к общественным фондам. Подобное отсутствие независимости - это одна из главных этических проблем российских газет. Как вы сможете рассказать правду о том, что происходит в местных или даже в федеральных органах власти, если деньги, на которые существует ваша газета, поступают к вам из этих же государственных структур? Насколько я понимаю, это проблема общекультурная - зависимость от государства на протяжении веков - но когда вы знакомитесь с какой-либо независимой газетой, вы начинаете осознавать, что эта газета публикует правдивые сведения. Многие независимые газеты в регионах России гораздо более популярны и имеют более широкий круг читателей, чем газеты, которые зависят от местных структур власти из-за финансирования.

Помимо перечисленных крупных этических проблем, я также сталкивалась с журналистской практикой, которая отражает отсутствие заинтересованности в доверии читателей. В своих публикациях журналисты, как правило, не ссылаются на соответствующие источники информации и не указывают, откуда они узнали о той или иной истории. Корреспонденты представляют это так, как будто источником информации являются они сами. Они редко указывают, почему, как и от кого к ним поступили сведения. Иными словами, журналисты сами выступают в качестве источника информации вместо того, чтобы сообщить, откуда эта информация поступила. Для меня этическая основа журналистской практики - говорить правду и сообщать, откуда, как и для чего вы получили те или иные сведения. Я отметила бы также нежелание сделать информацию достоверной в глазах читателя с помощью ссылок на источник и использования прямой речи в кавычках. Я была в 40 российских городах и посетила в два раза большее количество редакций газет. Я просила перевести на английский образцы всех этих газет. Из них я могу назвать, может быть, три газеты, в публикациях которых использовалась прямая речь и прямые ссылки на официальную информацию. Эти газеты на самом деле сообщают читателям, откуда к ним поступили те или иные сведения и почему они предлагаются общественности.

Следующая проблема - хотя, возможно, она должна была бы быть первой в моем списке - это вольное обращение с фактами и мнениями. Очень редко можно увидеть указание на то, что есть факт, а что есть мнение журналиста. Я знаю, что это - российская традиция, но я думаю, что это является одной из причин, почему российские читатели не доверяют газетам. Очень редко, когда факты передаются беспристрастно. Когда я просматривала кодексы журналистской этики стран - бывших советских республик, я обратила внимание, что в большинстве этих кодексов одним из первых правил является беспристрастное освещение информации. В Российском кодексе этики, составленном Союзом журналистов, об этом не упоминается.

Еще одно обстоятельство, которое отражает отсутствие доверия читателей, - это частое использование псевдонимов или практика публикации материалов под разными именами в разных газетах того же города или области. Российские журналисты недостаточно честны в том, кем они сами являются. Они не встают и не говорят: вот кто я, вот как я работаю, вот откуда я получаю информацию. Открытость - часть профессиональной честности в журналистике.

Следующая проблема - это на удивление широкое участие газетных корреспондентов в составлении рекламных материалов для коммерческих или политических рекламодателей. Некоторые не подписываются под своей работой, но большинство - подписываются. Такое смешение ролей мешает людям научиться доверять средствам массовой информации. Даже Российский кодекс этики Союза журналистов не одобряет такую практику, но я видела это в десятках российских газет по всей стране.

И наконец, я хотела бы сказать об активной практике публикации скрытой рекламы вопреки прямому запрету в законе о средствах массовой информации. Российские журналисты говорят: мы должны это делать, чтобы выжить. А я им отвечаю, что маловероятно, что они выживут, если будут продолжать заниматься деятельностью, в результате которой люди перестанут им доверять. Для меня это - краеугольный камень роли прессы в обществе.

Все эти явления отражают неадекватное представление об этике, о правдивой и честной журналистике, о технологии и практике работы. Неужели вас удивляет, что российские читатели покупают меньше газет, и что они доверяют меньшему количеству из них, чем раньше? Подобная работа российских журналистов показывает пренебрежение к читателю, а также нездоровое внимание к власть предержащим. Неудивительно, что слишком многие российские граждане думают, что будущее безнадежно и проблемы страны неразрешимы. У них нет голоса. Пресса продолжает выступать в роли рупора государственных органов и людей, обладающих финансовой властью. Я думаю, что когда это положение вещей изменится, мы увидим перемены в сознании людей относительно будущего и больше желания со стороны граждан России играть роль в новом обществе.

См. также   Декларация доверия журналисту
        Влияние СМИ на общественное мнение

 

ПЕРЕДОВИЦА | МАСС-МЕДИА | МИР БЕЗ НАРКОТИКОВ | МОЛОДЕЖЬ | СЕМЬЯ | КТО ЕСТЬ КТО | ПРАВО | КУЛЬТУРА