На пресс-конференции с таким названием, проходившей
в Институте раз вития пресссы в Москве, на наши вопросы ответила
Лариса ДЕМЕНТЬЕВА, главный специалист отдела профилактики ВИЧ-СПИД
Минздрава России.
- Надо ли дифференцировать мероприятия по профилактике
ВИЧ: среди взрослых пропагандировать контрацепцию, а среди подростков
воздержание? Пропаганда «безопасного секса» для одних нормальна,
а для других выглядит, как скрытая реклама.
- Я думаю, что здесь должно быть разделение. Эти мероприятия
не могут быть абсолютно для всех одинаковы. Я думаю, что для подростков
воздержание, целомудрие и первая любовь снова должны стать ценностями
нашего общества. А для 40-летнего мужчины должно быть совсем другое
- он уже взрослый и понимает, что делает. Для него самое главное
не принести в семью инфекцию. Он должен включить мозги и подумать
о своих близких, а не только об удовольствии.
- Насколько ответственным является пропаганда презервативов
среди молодежи, ведь с точки зрения взрослого человека (родителя),
молодежь не должна вступать в ранние половые отношения?
- Мне кажется, что такие вопросы немножко странно звучат.
Ведь сегодня мы живет в этом мире. И никуда от проблем, которые
существуют, не уйти. Если подросток с 14-ти лет, с 12-ти лет видит
эту жизнь, рекламу, фильмы, читает эти журналы, где пропагандируется
секс для 16-ти летних, ну как можно от этого уйти? Самое главное,
чтобы в семье было к этому нормальное отношение, надо научить родителей
говорить с детьми об этих проблемах. Ведь дело не только в презервативе.
Это обыкновенное средство защиты. Ведь мы же пьем аспирин, когда
у нас жар. Это просто лекарство.
- Есть ли намерение у организаторов акций по профилактике
ВИЧ использовать опыт США, где ежегодно выделяются средства на программы,
пропагандирующие воздержание?
- Наша кампания рассчитана не только на использование
презервативов, но мы, конечно, предполагаем и везде пишем в наших
буклетах, что еще один способ защититься от ВИЧ - это просто воздержание,
а также иметь половой контакт только с одним проверенным партнером.
И эта кампания безопасного сексуального поведения включает в себя
использование презерватива, отношения только с одним постоянным
половым партнером или вообще воздержание. Что касается использования
опыта США, то мы изучаем европейский опыт. Это «СПИД-фонд Восток-Запад»,
это бывшая организация «Врачи без границ», Голландия, они и принесли
этот европейский опыт по созданию таких информационных кампаний
в Россию. Деньги, которые мы получаем, частично дают «СПИД-фонд
Восток-Запад», частично наш бизнес, мы еще занимаемся фандрайзингом
- сбором средств - пишем просительные письма, от государства мы
не получаем ничего. Иеще у нас есть грант из Великобритании, т.е.
от зарубежных организаций, а от российских - только бизнес. Мы пытались
связаться с Московским правительством, но никто нас не поддерживает.
- Сегодня реклама по ТВ говорит «позвоните детям»,
внушая родителям, что лучше напомнить своим чадам о презервативе,
чем испытывать все время беспокойство. Но как долго родители будут
напоминать своим детям об этом? Не лучше ли выполнить свою ответственность
родителя и научить детей вести безопасный образ жизни - воздержаться
от сексуальных отношений до брака?
- Я согласна. К сожалению, это поколение молодых родителей
попало на годы, начиная с 1985-го, на тот момент, когда происходил
развал общества, идеология абсолютно поменялась. Сегодня очень важно
научить родителя, чтобы он научил ребенка. Сегодня даже педагоги
не знают, как разговаривать с детьми - надо учить педагога. Все
начинается, конечно, с 10-тилетних. У нас очень много проблем с
родителями, и я считаю, что их надо обязательно учить, говорить
с ними о программах для детей. У нас сегодня готовятся программы:
для родителей, для педагогов и для тех, кто воспринимает, для подростков
и для детей. То есть это обязательно должны быть какие-то комплексные
вещи.